TOSLINK (S/PDIF): Преимущества и недостатки оптического аудио-кабеля


Сегодня, за некоторыми исключениями, все представленные на рынке материнские платы со встроенной звуковой картой имеют цифровой выход S / PDIF. Вы сможете увидеть, что, когда оборудование включено и эта розетка не используется, несмотря на то, что у большинства из них есть небольшая откидная крышка, загорается красный свет, и это потому, что ваше оборудование готово использовать его одновременно. на аппаратном уровне. как софт.

Чем отличается TOSLINK от S/PDIF?

S/PDIF — это стандарт связи, обозначающий Sony / Philips Digital Interface Format. Он использует два кабеля / разъема: оптоволоконный кабель с разъемами TOSLINK или коаксиальный кабель с разъемами RCA. Что касается фактического сигнала, то они идентичны, однако TOSLINK на коаксиале имеет более высокую нестабильность сигнала (джиттер).

Наиболее современным и часто применяемым является именно оптоволоконный кабель, поэтому, в основном, под понятем «S/PDIF» имеется ввиду именно оптоволокно.

История возникновения системы

Ещё недавно оптоволоконный кабель не воспринимался как инструмент для качественной передачи звука. Известно, что на быструю передачу данных возможен только свет. Впервые оптические технологии были применены в фотофоне, разработанным Александром Беллом.

Оптическая телефонная связь доказала возможность передачи сигнала по воздуху, но сама идея изобретателя не прижилась. Наработки физика стали использоваться для общения между судами, но не более.

Широкое использование оптоволоконных технологий началось лишь в середине 20 века, а серьёзный прорыв, позволивший принести диджитал аудио аут в массы, случился в 1980 году с изобретением стекловолоконного провода, который был способен передавать световой сигнал.

Несмотря на то, что оптический вход отпраздновал 40-летие, он до сих пор считается лучшим по качеству передачи аналогового звука, с которым не могут сравниться «тюльпан», HDMI-кабель, появившиеся значительно позже.

Стоит ли покупать оптический аудиокабель?

Наверное, многие считают, что покупать оптический кабель, например, для телевизора, нет смысла, так как HDMI может передавать и звук, и изображение. И хотя подключение HDMI действительно высокого качества, во многих случаях мы не можем им воспользоваться. В ситуации, когда мы хотим подключить источник звука, например проигрыватель Blu-ray или консоль, к отдельному усилителю или ЦАП, спасением может быть подключение с помощью оптического кабеля стандарта TOSLINK или Mini-TOSLINK.

История оптической передачи информации восходит к началу 1980-х годов и началась с дебюта проигрывателей CD-Audio. Хотя оптоволоконные соединения уже были известны, эта технология появилась на потребительском рынке с внедрением первого полностью цифрового аудио-формата. Стандарт подключения был разработан японской компанией Toshiba, которой мы также обязаны названием стандарта штекера для этих кабелей — TOSLINK (TOS (hiba) LINK).

Сравнение с HDMI

Как соединить телевизионный кабель

У оптоволоконных систем связи начала 2000-х лет появился серьезный конкурент. Это устройства передачи цифровой информации, в том числе звукового сигнала через кабель HDMI.


Кабель HDMI

HDMI (High Definition Multimedia Interface) – интерфейс для мультимедийных систем высокой четкости.

Большим плюсом HDMI соединения является возможность передачи одновременно в высоком качестве цифровых сигналов, как видео, так и звука. Причем звук может пересылаться по восьми каналам с 24 битным разрешением и частотой 192 кГц. При этом в акустической системе легко реализуется объемный звук. По количеству передаваемой звуковой информации интерфейс HDMI превосходит оптоволоконные системы. Для бытового использования кабели HDMI имеют длину 1,5-3 метра, но могут достигать и 15 м.

Единственным минусом HDMI проводника можно считать передачу сигнала по металлическим проводникам. Хотя они надежно экранированы, вероятность помех от местных электромагнитных полей остается.

Вытеснит ли HDMI оптоволоконику? В ближайшее время вряд ли. Выпущено множество акустических систем, музыкальных центров с применением оптического аудио канала, и их выпуск продолжается. Выбрать должен будет потребитель.

Что такого особенного в оптическом кабеле?

Прежде всего, он способен передавать объемный сжатый звук 5.1 / 7.1 или передавать стереозвук без потерь в формате PCM (импульсная кодовая модуляция) до 192 кГц / 24 бит. А главное — при этом практически невосприимчив к внешним воздействиям.

Оптический кабель передает звук в цифровом формате (стандарт S/PDIF), используя красный свет с длиной волны 660 нм. Если вы внимательно посмотрите на такой кабель, вы увидите, что он состоит из плотно сплетенного оптического волокна. О качестве оптического кабеля свидетельствует количество волокон, из которых изготовлен весь кабельный жгут. Поскольку мы не имеем дело с электрическими импульсами, оптические кабели не чувствительны к электромагнитным и радиопомехам, поэтому они почти всегда выводят тот же звук, что и полученный от передатчика на выходе источника звука. Это означает, что оптические кабели имеют значительное преимущество в этом отношении по сравнению с кабелями, которые проводят сигнал электрически (гальванически), такими как, например, коаксиальные кабели с сопротивлением 75 Ом. Кроме того, использование оптического кабеля предотвращает заземление двух соединенных вместе устройств, что может вызвать неприятное постоянное шипение или скрип в наушниках и динамиках.

Основный принцип работы


Оптический кабель, подключаемый в digital audio out, состоит из оболочки и сердцевины
Принятые стандарты для тв-входа, одинаковые для Samsung, LG, других производителей, заключаются в нескольких этапах транспортировки информации:

  • генерация светового сигнала из электрического;
  • его ретрансляция с выхода на вход без потери силы, искажений;
  • приём входящим устройством сигнала;
  • обратная трансформация сигнала в электрический.

Оптический кабель, подключаемый в digital audio out, состоит из оболочки и сердцевины. Внимание при производстве отводится сложности соединения коннекторов, при помощи которых можно подключить два устройства между собой.

Нарушение технологии существенно портит качество передаваемого звука, делая использование оптических соединений бесполезным. Именно поэтому, меломаны приобретают кабеля промышленной нарезки определённой длины.

На что обращать внимание при покупке оптического аудиокабеля?

Конечно, главный вопрос — это длина кабеля, которая в соответствии с официальной спецификацией не должна превышать 5 метров, если не используется соответствующий усилитель сигнала. Мнения о максимальной длине передачи сигнала разделились, но наиболее распространены мнения, что сигнал без потерь гарантируется при длине кабеля, не превышающей 50 метров. Это означает, что нам не нужно беспокоиться о том, купим ли мы 5-метровый или 30-метровый TOSLINK. Однако помните, что качество сигнала в этом случае также будет зависеть от класса передающего и приемного устройства и класса используемого усилителя сигнала.

Также стоит обратить внимание на то, какую ленту поддерживает покупаемый нами кабель. Оптимальный диапазон — от 9 МГц до 11 МГц (более высокий диапазон указывает на лучший материал, из которого был изготовлен кабель). Здесь также важен материал, из которого изготовлен наш TOSLINK. Наименьшее место занимает пластик, а наивысшее — боросиликатное стекло. Последний материал можно найти почти исключительно в высококачественных аудиокабелях. Однако цена 1 м такого кабеля может превышать потолок в 15000 рублей.

Балансный выход

В сфере профессионального аудио оборудования одним из эталонных вариантов подключения является балансный. Внешне он мало чем отличается от широкопрофильного TRS, а вот алгоритм его работы позволяет добиться заметно лучшего качества звучания.

При небалансном подключении (обычный джек/миниджек, используемый в смартфонах и недорогих плеерах) сигнал поступает по двум проводникам: земле и информационному каналу (левый/правый). Такое решение позволяет существенно снизить конечную стоимость аудио устройства, но имеет один недостаток – высокий уровень помех.

При балансном подключении (симметричном) сигнал проходит по трем проводникам: два информационных канала (прямой и реверсный) и земля. Таким образом, электрический импеданс между проводниками уравновешен, поскольку подается в противофазе. Как результат: значительное увеличение мощности полезного сигнала и минимизация помех.

Как слушается: Экранирование кабеля против противофазы… В победителях однозначно останется балансный вариант исполнения подключения. Забудьте о помехах, шумах и искажениях, но это все еще физика.

Как установить такой кабель самостоятельно?

К сожалению, оптические аудиокабели — это не обычные металлические провода, которые можно безнаказанно бросить на пол. Ни при каких обстоятельствах кабели TOSLINK не должны изгибаться, скручиваться или растягиваться, поскольку это может привести к поломке оптического волокна и его безвозвратному повреждению. Разумеется, сломанный оптический кабель нельзя отремонтировать изолентой и паяльником, поэтому после такого повреждения остается только выбросить его в мусорное ведро. Так что, если мы где-то уже прокладываем кабель TOSLINK, делайте это осторожно, а не силой.

Процесс подключение кабеля к устройству достаточно прост. Все, что вам нужно сделать, это снять с наконечника специальную пластиковую крышку и подключить конец кабеля к соответствующему разъему. Но будьте осторожны — пластиковая крышка предназначена не только для защиты вилок от физических повреждений. Очень важным фактором, влияющим на удобство использования этого типа подключения, является чистота. Даже самая крошечная пылинка, если она попадет на вилку TOSLINK, может нарушить или полностью предотвратить передачу сигнала. Вот почему оптические входы и выходы во всех видах аудио- и видео-устройств имеют пластиковую заглушку, которая открывается только тогда, когда необходимо подключить кабель. Отсюда еще один вывод — нередко причиной неработающего оптического входа является небольшая грязь, а не дефект кабеля. Чаще всего достаточно аккуратно сдуть ненужную пыльцу, чтобы все пришло в норму.

Если мы подключим своим кабелем, например, DVD-плеер или приставку с набором динамиков — ничего не остается, кроме как наслаждаться совершенно чистым звуком. К сожалению, мы должны помнить, что если у нас некачественный набор динамиков или плохой усилитель — даже лучший оптический кабель не выдаст чистый звук. В этом случае покупать TOSLINK не стоит и лучше приобрести обычный медный кабель.

Помните, что хорошие оптические кабели раскроют весь свой потенциал в компании с хорошим плеером, усилителем и комплектом динамиков. В конце концов, ваша система будет работать так же хорошо, как работает ее самое слабое звено.

Разъем TRS – «джек»

Стандарт TRS является одним из старейших и проверенных временем, поскольку впервые применялся еще на заре проектирования телефонных коммутаторов в XIX веке. Изначально TRS-разъем имел упрощенную TS-конструкцию (отсутствовал дополнительный канал-кольцо). Суть же самой аббревиатуры заключается в следующем:

  • T = tip – в переводе с английского «кончик»;
  • R = ring – в переводе с английского «кольцо»;
  • S = sleeve – в переводе с английского «гильза»;

Конструкция TRS-штекера полностью оправдывает его составные части: остроконечная гильза с пластиковыми перегородками-изоляцией, разделяющими каналы. Общепринятым стандартом TRS-штекера и, соответственно, порта, является традиционный стерео-джек, предусматривающий три контакта: левый и правый каналы + земля.

С появлением смартфонов, TRS претерпел незначительные изменения, получив дополнительное кольцо, отвечающее за микрофонную гарнитуру (формат TRRS). Дальше всех пошла компания Sony, представившая серию смартфонов Xperia Z, гарнитура которых имеет пятиконтактный джек (TRRRS) на два кольца которого запитаны два микрофона: один для записи речи, другой – для шумоподавления.

Существует три типоразмера аудиоразъемов TRS:

  • 6,3 мм джек (1/4 дюйма). Используется в профессиональном музыкальном оборудовании: от микшеров и звуковых карт, до микрофонов и музыкальных электроинструментов.
  • 3,5 мм джек. Универсальный аудиовыход, который используется в потребительской электронике и портативной технике любого уровня.
  • 2,5 мм джек. Стандарт, который постепенно уходит в прошлое. Сфера применения: портативная техника, тюнеры, порты подключения чашек наушников со съемными шнурами.

Как слушается: Подключение посредством TRS является самым простым: под любой размер порта и штекера несложно подобрать соответствующий переходник, но главным врагом дешевизны остается физика. От TRS не ждите «сверхзвука» и лавр «эталонного винила».

Расположение

Если телевизор стоит на тумбе, стойке, стеллаже, столе или комоде, то саундбар можно просто поставить непосредственно перед ним. Нужно, правда, замерить расстояние от поверхности стойки до экрана и проверить, поместится ли в этот промежуток саундбар и не будет ли загораживать изображение. Но такое расположение идеально — звук будет идти почти «из картинки».

Если саундбар хочется установить внутри стойки, то его следует выдвинуть максимально вперед, чтобы звуку не мешали боковые стенки стойки. Также необходимо учитывать, что саундбары, поддерживающие Dolby Atmos и DTS:X, не стоит ставить внутрь стоек — поскольку они работают с отраженным от потолка звуком для создания вертикальных аудиоэффектов.


Фронтальную и боковые панели саундбара лучше ничем не прикрывать и не препятствовать распространению звука. Хоть на фото и показано иначе

Если телевизор висит на стене, то и саундбар можно привинтить под ним — многие модели оснащены стенными креплениями. Расположить его можно как под телевизором, так и над ним, но снизу все же лучше, поскольку высота источника звука примерно та же, что и слушателей, и выглядит такой вариант, на наш взгляд, симпатичнее. В комплекте с саундбарами часто идут крепления и/или бумажные шаблоны, которые позволят с легкостью разметить стену под отверстия для шурупов.


Саундбар Bluesound Pulse Soundbar можно закрепить даже на стойке для телевизора

Если же в комплекте с саундбаром нет креплений, стоит обратиться к руководству пользователя и посмотреть, можно ли его в принципе вешать на стену, и что производитель рекомендует для этого приобрести.

Настройка видео

Прежде чем начать настройку изображения, отключите автоматические установки, выставленные по умолчанию – ручная оптимизация позволит добиться оптимальной картинки. Картинку для тестирования можно закинуть на флешку, а ее нужно подключить к телевизору через USB разъем. Чтобы самостоятельно настроить видео, нужно отрегулировать всего лишь 5 базовых параметров:

  • границы;
  • яркость;
  • контрастность;
  • коррекцию цвета;
  • четкость.

Настроив эти параметры, вы сможете смотреть телевизор через домашний кинотеатр с идеальным изображением.

Границы

В правом и левом углу изображения находятся стрелки, которые должны соприкасаться с краем дисплея, но при этом исключительно острыми концами. Если размер выбран неправильно, четкость заметно снизится, вследствие чего картинка будет обрезана. Чтобы поменять границы, зайдите в меню. Вас интересуют следующие разделы: Overscan, P-t-P, Full Pixel, Original.

Если неправильно установить масштабирование, то четкость изображения заметно упадет. Наглядный пример:

Яркость

Правильно отрегулировав этот параметр, в нижней части изображения будут видны все оттенки с четкими контурами, в общей сложности их 32. Низкая яркость – катализатор увеличения серого цвета, из-за которого картинка сливается в темных участках.

Чрезмерно повышенная яркость станет причиной слияния градаций в светлых участках картинки.

Контрастность

Настройка этого параметра осуществляется по такому же принципу, как и оптимизация градации серого. Правильная регулировка предполагает видимость всех элементов шкалы. Если настройка неправильная, некоторые участки кожи изменятся на негатив.

После окончания настройки вернитесь и взгляните на показатели яркости – не исключено, что они изменятся. Затем дополнительно проверьте контрастность. Пример заниженной контрастности:

Какое оптоволокно лучше выбрать?

Я столкнулся с некоторой трудностью при выборе. Как оказалось выбор по длине не такой большой как кажется. Система у меня стоит почти вплотную к телевизору, поэтому слишком длинный провод мне попросту не нужен. Именно поэтому заранее нужно уточнить – сколько метров кабель необходим в той или иной ситуации.

Он не должен быть чуть длиннее и с запасом, так как его не получится скрутить в рулон и заткнуть за телевизор или за аудиосистему. Оптический кабель со стеклянной сердцевиной передает данные пучком света и внутри он отражается от внешней поверхности. Проблема в том, что если вы сильно загнете кабель, то информация может перестать передаваться, так как угол света будет слишком большой.

Именно поэтому чаще всего такие провода достаточно толстые, чтобы механически не дать возможность оптическому соединению сильно перегнуться. Теперь вы поняли, что покупать с запасом – это очень плохая идея и кабель должен свободно подключаться без сильных загибов. Поэтому выбирая в магазине провод по метражу – вы должны заранее вымерить расстояние от аудиосистемы или колонок, до телевизора.

Далее покупайте любой подходящий кабель – они по характеристикам все почти одинаковые. В многих статьях почему-то пишут бред, по поводу метража, что якобы лучше брать именно 5 метров – но это просто чушь. Так как оптика имеет большую дальность действия и на метраж в пределах квартиры никак не влияет. При желании кабель можно вывести даже на улицу или в соседний дом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]