Сравнительный тест интернет-радиостанций с Lossless-потоком

Почти к каждому нашему материалу о том, как работают радиостанции (они здесь: , , ) можно найти гневные комментарии о том, что современное радио «крутит» одну и ту же музыку, которая повторяется из часа в час, а в перерывах между надоевшими песнями играет раздражающая реклама. В этом посте расскажем о том, как строится плейлист современной радиостанции и почему авторы комментариев правы, но не совсем.


Фото Camilo Rueda López

Кто громче?

Напрасно многие думают, что дело только в битрейте. Хотя и битрейт мало кто указывает, да еще снижает без нашего ведома. Многие трансляторы также плевать хотели на рекомендации Audio Engeneering Society, где оговаривается максимальный уровень громкости стрим-потока.

Что мы имеем в итоге? Сначала фонограмма подверглась жестокой компрессии современного мастеринга в стиле Loudness War. Потом эту песню еще и передают с зашкаливанием уровня громкости, повторно клиппируя и без того замученный сигнал. Примером послужит образец стрима сервиса Deezer, захваченного на лету в цифровой форме.


Радио-сервис Deezer злоупотребляет громкостью, что приводит к искажениям в ЦАПе

Как видите, несмотря на довольно высокий битрейт, громкость регулярно тыкается в 0 дБ и вызывает массу искажений, связанных с клиппингом. Хотя вот говорят, Spotify взялся за ум.

Поэтому, рассматривая новую станцию, мы будем обращать внимание и на динамический момент в том числе. Первичным же важным критерием отбора будет являться Lossless-аудиопоток. Он не должен подвергаться обработке кодером с потерей информации, даже если это вполне качественные AAC или 320 кбит/с. Поэтому Linn Radio и ему подобные — извините, сегодня разговор не о вас!

Как песни попадают на радио

Теперь, после того, как мы разобрались с форматами, важно понять, как для эфира отбираются песни. На каждой радиостанции есть человек (а чаще несколько), которые выбирают, подходит та или иная композиция для эфира или нет. Это программный директор, продюсер эфира, часто в процессе «отслушки» принимают участие все топы, которые работают с эфиром.
То есть, вопреки распространённому мнению, диджей не может просто так взять, открыть стриминговый сервис и запустить с него песню, которая ему нравится и вроде бы подходит под формат радиостанции, в эфир (хотя самые смелые иногда так делают и часто получают немаленькие штрафы). Каждая композиция проходит строгий отбор и должна быть утверждена. Кроме того, следует помнить о соблюдении авторских прав. Правообладатель должен дать согласие на ротацию песни в эфире радиостанции.

Есть несколько ключевых правил, которые увеличивают шанс песни попасть в эфир (следуют им не все, на каждой станции свои критерии отбора, но соблюдение этих моментов пойдёт в плюс при отборе). Во-первых композиция должна быть «потенциальным хитом» (а это значит, что ни количество скачиваний на самых популярных стриминговых сервисах, ни миллионные просмотры клипа на youtube, ни успешные концертные туры ещё не делают песню «радийной»).

Лучше всего, если песня будет не слишком длинной (не больше 4 минут). Если послушать известные радиостанции, можно пронаблюдать, что даже длинные песни самых легендарных исполнителей «режутся» в конце.

Особенности построения сетки вещания вообще дают больше шансов коротким песням, ими очень удобно «затыкать» дыры между выходом рекламы или новостей и переходом на региональный блок.

В песне не должно быть моментов с полной тишиной, потому что тишина в эфире приводит к микроинфаркту всей радиостанции. Никто не любит долгих инструментальных вступлений, лучше, чтобы вокалист начал петь как можно раньше, а припев пошёл не позже первой минуты песни.

Любовь, деньги и 24 бит

В настоящий момент ряд аудиофильских сервисов, например — Tidal, предоставляют доступ к Hi-Res аудио в рамках абонентской подписки. Но заплатить за эту услугу не так просто, пока тот же Tidal официально здесь не работает. Нужны обходные пути, о которых поговорим как-нибудь в другой раз. Сосредоточимся на онлайн-радиостанциях, вещающих без ограничений во всех смыслах.

В большинстве своем лосслесс-радио использует сигнал с размерностью 16 бит и разрядностью 44 кГц. Что ж, вполне резонно. Большинство альбомов по-прежнему доступно именно в старом добром Red Book, а разница между 16- и 24-битным изложением аудио не настолько критична по сравнению c деградацией звука на lossy-кодеках. В общем, вы меня поняли: на потоке 16/44 плотность данных составляет около мегабита в секунду, и резона увеличивать трафик в полтора раза особо нет.

А причём здесь то, что на радио играют одни и те же песни?

А теперь, если сопоставить всю эту информацию, «затёртый» плейлист очень легко объяснить. Во-первых, CHR радиостанции (которые чаще всего слушаются молодёжью) не рассчитаны на длительное прослушивание. Из-за жёсткой привязки к хит-парадам плейлист на них довольно скудный, и одни и те же песни можно услышать в рамках двух-трёх часов. Это нормальная практика.
Что касается радиостанций с более богатой фонотекой — даже они однажды становятся скучными для постоянного слушателя, потому что любая новая песня, прежде чем попасть в ротацию и стать постоянным резидентом радиофонотеки, проходит множество проверок и утверждений, в то время, как музыкальный «золотой фонд» радиостанции остаётся неизменным. Вот и получается, что песни начинают повторяться, хотя новые треки всё же попадают в плейлист.

На некоторых радиостанциях практикуется «отслушка» с помощью своей аудитории (кто-то прямо в эфире предлагает выбрать путём голосования, что должно попасть в плейлист, кто-то собирает фокус-группу вне эфира).

И всё же, единственный совет, который можно дать людям, мечтающим о новой музыке в эфире — это сменить волну. Хотя бы на время, а ещё лучше, выбрать для себя несколько радиостанций и переключаться между ними. Желательно расширить формат, пусть это будет, например, CHR, news/talk и jazz.

Кстати, особое внимание следует уделять радиостанциям разговорного формата — из-за того, что музыка там не занимает большую часть эфира, она не так быстро надоедает.

P.S. Дайджест: 30 материалов по теме портативного Hi-Fi.

Как слушать

Ресурсы с lossless-стримом, которые удалось разыскать, не торопятся анонсировать заветную ссылку на главной странице. Зачем перегружать сервер, если «все слушают мр3»? Скорее всего, на ней вы обнаружите интерфейсный плеер с обычным lossy-потоком, который может автоматически снижать битрейт, если система решит, что канал передачи узковат. Нужные нам ссылки на flac-стрим, как правило, можно обнаружить на профильных форумах, посвященных этой задаче. Полученный адрес следует вводить в собственный софтовый плеер с поддержкой http-трансляции — тот же foobar2000 или VLC.


Загрузка веб-адреса интернет-радиостанции для стрима через Foobar2000

VLC, к слову, открывает массу функциональных возможностей на портативных устройствах. Именно его я буду использовать на айфоне и айпаде. Аудиопоток для анализа можно захватить в цифровом виде через оптический выход док-станции, либо просто сохранять стрим через Foobar2000 в отдельный wav-файл, который затем рассматривается в аудиоредакторе.


Трансляцию интернет-радио на портативном устройстве можно настроить через универсальный плеер VLC

Советское — значит отличное

Удивительно, но когда заходит речь о lossless-стриме, все аудиофильские жанры как ветром сдувает. Мне не удалось обнаружить ни одного ресурса с классической музыкой. Старые ссылки вели на один-единственный чешский сайт, но там давно транслируют только lossy. Зато добросовестными радиослушателями оказались любители электронной музыки. Отечественное интернет-радио «Сектор» предлагает целых два FLAC-стрима — Progressive и Space. Впрочем, обозначение «электронная музыка» здесь довольно условное. Помимо хауса или транса, звучит и этно, и минимал акустика, и чилаут. Нормальный такой музыкальный urban-формат. Как показывают графики захваченного потока, все идет без обмана и потери качества. Но по громкости на обеих стримах все-таки возникает перехлест более чем на 1 дБ. Так что на ударных ритмах возможен клиппинг.


Радио «Сектор» — честный lossless спектр, но с громкостью потока бывает перебор

Ссылки для веб-плеера: Sector Space https://89.223.45.5:8000/space-flac, Sector Progressive https://89.223.45.5:8000/progressive-flac

Еще один местный ресурс «Радио Нина», похоже, управляется одним человеком и наверняка является пиратским стримом. Репертуар — стандартный мейнстрим от Doors до Pink. Lossless-поток послушать можно только после регистрации. Саму ее заделать несложно, но есть нюанс. На Foobar2000 все будет работать, а вот в портативном устройстве нет. Во всяком случае, у меня на VLC музыка не запустилась, несмотря на то, что я еще раз авторизовался на сайте. Спектр у «Радио Нина» в полном порядке, но за громкостью тоже никто не следит, и если трек громкий, его пики неизбежно вылезут в клиппинг.


У радио «Нина» тоже со спектром все честно, но заскоки с громкостью еще более неприличные

Ссылка для веб-плеера: https://radionina.ru/streamflac/

Сектор

На сайте станции сообщается, что она является первым отечественным Hi-Fi-интернет-радио, трансляция которого осуществляется с использованием файлов без сжатия (Lossless), таких как FLAC. В настоящее время работают три канала, передающие музыку в разных жанрах.

Слушать SECTOR Next FLAC →

Слушать SECTOR Progressive FLAC →

Слушать SECTOR Space FLAC →

На этом список известных нам станций, вещающих музыку в отличном качестве, к сожалению, заканчивается. Однако если вам известны другие источники, то смело напишите нам о них в комментариях.

Редкости и обман

В тематических разделах интернет-радио всегда интересно ткнуть наугад (вроде Senegal/Religious) и провалиться в другую вселенную. К сожалению, в Сенегале не очень заботятся о lossless-радио. Впрочем, не очень заботятся о нем и в более зажиточных регионах планеты. Количество обнаруженных lossless-радиостанций можно на пальцах сосчитать. В США или Японии бесплатное FLAC-радио искать бесполезно, а вот в Европе еще водится немножко.

Одна из них — JB Radio2. Наряду с современной музыкой станция транслирует много олдскульного контента, при этом, к счастью, не злоупотребляя хитами советских меломанов. В плейлисте Sade соседствует с Бобом Диланом и Fleetwood Mac. Вообще выплывают разные имена, в том числе и бывшие у нас в тени, послушать их особенно интересно.


JB Radio стримит обычный lossy-поток, пропущенный через апсемплер 192 кГц

И тем обиднее было узнать, что источником трансляции JB Radio 2 послужили lossy-файлы. Частотка обрезана по 16 кГц, какой там был битрейт — гадайте сами. Но верхом маразма было то, что это добро передается в контейнере с дискретностью 192 кГц, что очень нагружает канал до более двух мегабит в секунду! То есть поступает искусственно раздутый аудиопоток 16 бит/192 кГц, внутри которого содержится банальный mp3. Для сравнения качнул трансляцию на 320 kbs, можете сравнить качество и вы — разницы никакой, за исключением ширины канала. Греческий админ от комментариев этой ситуации уклонился. Утешением может быть лишь мысль, что на радиостанциях подавляющее большинство музыки переведено в мр3, и в данном случае фонограмма просто избежала участи быть конвертированной в lossy-поток еще раз.

Ссылка для веб-плеера: https://209.126.66.166:10999/flac.m3u

Как выстраивается плейлист

Для этого существует специальное программное обеспечение (например Power Gold). После того, как фонотека отобрана, вся музыка делится на категории. У каждой станции своё деление, но, как правило, это хиты, «золотой фонд», быстрая, медленная, музыка для вечера, музыка для выходного дня, музыка для траура, ночной плейлист и так далее. В программе можно задать правила воспроизведения — например, треки из каких категории могут стоять рядом, а из каких не могут. Для каждой категории можно также задать время суток для ротации, частоту и другие параметры.
Есть ещё несколько негласных правил по поводу сочетаемости песен в эфире: нельзя ставить несколько песен подряд с мужским или женским вокалом (проще говоря, мальчиков разбавляем девочками и наоборот), «музыкальная картинка» должна сочетаться по атмосфере, поэтому утром лучше «бодрить», а вечером, релаксировать, а вот поставленные рядом две песни из этих категорий сильно резанут слух.

Французский поцелуй

Французская радиостанция L’Eko имеет на родине вполне себе физическую частоту вещания 88,5 МГц. По репертуару вроде никакой экзотики: мейнстрим из поп-рока и хип-хопа, но ни одного знакомого имени. Анализ качества показал, увы, и здесь не обошлось без lossy-кодека в источнике. Разница лишь в том, что, похоже, применялся AAC с более мягкой фильтрацией. И громкость находится в порядке без перегруза. Может быть, они почитали статью Mastered for iTunes?

Ссылка для веб-плеера: https://91.121.159.124:8000/eko-des-garrigues-max.flac


L’Eko привирает насчет lossless-потока, но зато не борзеет с громкостью

Еще одни французы Frequence3. И здесь тоже частотка обрезана, но через раз. Идет нормальный трек, а потом уже обрезанный, хотя и довольно высоко — на 20 кГц. Громкость предусмотрительно останавливается на уровне -1,5 дБ. И хотя собственно клиппинга у нас в измерениях нет, вполне вероятно, что аудиопоток пропущен через собственный динамический компрессор. Музыка в основном — безликий евро-поп.


Радио Frequence3 транслирует как lossless, так и lossy источники

Ссылка для веб-плеера: https://hd.stream.frequence3.net/frequence3.flac

Завершает французскую тройку Sing Sing, которая вроде больше ориентируется на традиционный рок-контент, правда опять же с региональными предпочтениями. По спектру и громкости все в порядке, но музыка, вероятно, будет интересна только франкофонам.


У Sing Sing все в полном порядке за исключением репертуара

Ссылка для веб-плеера: https://stream.sing-sing.org:8000/singsingFlac

Качество крепчает на север от Германии

А вот вам 440Hz Radio. Забавно, но частота семплирования здесь стоит не 44 кГц, а 48 кГц. Музон примерно такой же разнообразный, как у L’Eko, но только упор уже на немецких вокалистов: Die Toten Hosen и так далее. Слушайте, кому интересно. Что касается протяженности спектра и громкости, то с этим у трансляции никаких проблем. Но 48 кГц аудиопотока указывает на то, что все-таки имеет место пересчет дискретизации оригинала, которая у CD составляет 44 кГц. И с точки зрения аудиофилии, эта процедура не так уж и безобидна.


Радио «440Hz» передают аудиопоток lossless, но с дискретностью 48 кГц

Ссылка для веб-плеера: https://pop-radio.eu:8080/pop.flac.ogg

Хотя сайт сервиса Ai-Radio из Нидерландов выглядит любительской стилизацией под DOS-интерфейс, на нем можно спокойно выбрать себе нужный битрейт, никто ничего не прячет. Музыка подбирается в основном из саундтреков к видеоиграм, т.е любая: за абстрактным электронным коллажем может следовать старая фонограмма классики. Только хотел сказать про честное качество — никаких лишних кодеров и компрессоров, как вдруг наткнулся на трек с явными признаками мр3 происхождения. Ладно, спишем на единичный случай. Справедливости ради следует сказать, что даже на CD-сборниках такое случается сплошь и рядом.

Ссылка для веб-плеера: https://ai-radio.org/44.flac


Ai Radio в целом работает честно и с громкостью, и со спектром

Норвежский ресурс Kyber.io , судя по манга дизайну, специализируется на японской музыке. Может на какой-то еще, но по крайней мере ни одного исполнителя вычислить не удалось. Музыкальная подборка довольно любопытная: easy-listening различной степени фриковости. Аудиопоток, кажется, без артефактов mpeg-фильтрации. Во всяком случае, audiochecker ничего криминального не распознал. И громкость не заходит за красную линию. Пожалуй, именно этому каналу придется вручить медальку победителя, поскольку главный претендент JB Radio 2 дисквалифицирован за сознательное нарушение допингового контроля.

Ссылка для веб-плеера: https://r.kyber.io/flac


На технические характеристики ресурса Kyber.io грех жаловаться, да и музыка не банальная

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]