На постсоветском пространстве все чащи встречаются разводы с антеннами, которые в теории должны обеспечивать качественный прием сигнала даже в отдаленных регионах, но фактически по эффективности сопоставимы с обыкновенным куском проволоки. Согласно легенде, телеантенна HQClearTV способна показывать огромное количество каналов абсолютно бесплатно. В интернете довольно много положительных отзывов об этом устройстве, но так ли все радужно на самом деле?
Что из себя представляет антенна HQClear TV
Чтобы определить целесообразность приобретения антенны HQClearTV, нужно проанализировать передатчик именно в качестве технического устройства. Ничего сверхъестественного нет. Это обыкновенная DVB-T2 антенна для приема цифрового сигнала, предназначенная для установки в комнате. Коэффициент усиления минимален – всего лишь 2 dBi.
Антенна HQClearTV способна корректно функционировать исключительно в радиусе максимальной близости к телевышке. Желательно также, чтобы на пути от ретранслятора до передатчика не было никаких помех: многоэтажных домов, высоких деревьев и т.д. Парадокс заключается в том, что реклама обещает потенциальному покупателю гораздо больше – настройка до 1000 цифровых каналов, включая HD вещание. Все это не соответствует действительности. На даче, в загородном доме или просто вдали от телевизионной вышки, настроить каналы не удастся.
Реальные отзывы подтверждают, что антенна HQClearTV неплохо работает примерно у 10 пользователей из 100. Однако даже, если она функционирует корректно, то это не повод переплачивать за обыкновенную комнатную антенну. Разумеется, что 1000 каналов настроить не выйдет, поскольку на сегодняшний день запущено только два бесплатных мультиплекса.
Технических инноваций в рассматриваемом товаре нет. Все обещания производителя – наглая ложь. Чтобы убедиться в этом, совершенно необязательно быть специалистом в сфере телевизионного оборудования, достаточно просто изучить базовую комплектацию устройства.
Что внутри HQClear TV
Отзывы об антенне HQClearTV встречаются как положительные, так и негативные. Поэтому комментарии пользователей нельзя назвать 100% доказательством развода. В неэффективности устройства можно наглядно убедиться, раскрыв упаковку телеантенны. Совершенно необязательно ее покупать, на YouTube залито множество видеороликов распаковки. Анализировать технические характеристики HQClearTV нет смысла, ознакомьтесь с самыми важными тезисами:
- По словам производителя, уникальность их товара заключается в использовании инновационного микропроцессора, который позволяет передатчику уловить частоту 20 спутников. Однако таких устройств не существует в природе. Поэтому всерьез рассматривать эти слова не стоит.
- Реально мощные телеантенны, способны ловить каналы на большом расстоянии от вышки, оборудованы усилителем. Чем дальше пользователь находится от ретранслятора сигнала, тем мощней должен быть усилитель. Разборка корпуса антенны HQClearTV свидетельствует о том, что она является результатом кустарного производства. Конструкция скреплена несколькими каплями припоя.
- Особое внимание нужно уделить антенному входу, через который и осуществляется подключение к ТВ. Для этого снимается защитная крышка. Не исключено, что уже на этом этапе проверки антенный штекер отвалится, поскольку соединение чрезвычайно хлипкое.
Что все это значит? Пользователи приобретают низкокачественный кусок пластмассы по цене современной телеантенны. Поэтому лучше не идти на поводу у мошенников и отказаться от напрасной траты денег.
Особенность антенны HQClear заключается в агрессивной рекламной кампании, но на самом деле, это обычный развод, на который ни в коем случае не стоит вестись.
Реальная стоимость HQClear
Оценка от производителя фигурирует в рекламе, но она не отражает реальной ценности телеантенны. Чтобы в очередной раз убедиться в неэффективности данного устройства, нужно рассчитать себестоимость передатчика. Антенна HQClear TV для цифрового телевидения в среднем стоит 1200 рублей. После разборки можно с минимальной погрешностью посчитать все расходы производителя на создание устройства:
- Припой. Стоимость качественного материала (ПОС 61) в среднем составляет 4 рубля за 1 грамм. На эту конструкцию ушло примерно 4 грамма – производителем потрачено 16 рублей.
- Средняя стоимость разъема составляет 50 рублей.
- Трафарет на пластик наносится по тарифу 2 рубля за 1 см². Маркировка названия устройства обошлась примерно в 11 рублей.
- Чтобы сделать наши расчеты максимально приближенными к реальности, нужно добавить еще 100 рублей, в которые входит выплата заработной платы сотрудникам, а также расходы на электричество.
- Реальная стоимость антенны – 177 рублей.
Все сомнения относительно того, что HQClear TV: правда или развод, после этого подсчета, окончательно отпали. На одном проданном экземпляре производитель зарабатывает около 1000 рублей.
Реальный отзывы о HQClear
Естественно они негативные. Подобного рода антенки способны ловить в том случае, если Вы находитесь в радиусе 500 метров от передающей цифровой сигнал телевышки. Естественно ни с какими спутниками она связываться не сможет. Это просто нереально без ресивера.
При этом, находясь в такой близости передатчика, HQClear TV Вам попросту будет не нужна. На практике, некоторые телевизоры в такой удаленности могут принимать сигнал, даже без каких-либо антенн извне подключенных.
Для того, чтобы не попасться на удочку мошенников, стоит усвоить простые истины:
- В РФ на данный момент можно поймать только 20 бесплатных цифровых каналов. Сейчас тестируется 3 мультиплекс, но до него еще рано. Любой сайт или фирма, предлагающая Вам устройство, которое точно найдет больше, скорее всего мошенническая.
- Усилитель сигнала по сути своей не может помещаться на маленьком участке в 1см. Не верьте никому о появлении таких технологий. В априори внешние антенны будут работать на порядок лучше комнатных.
- Не ведитесь на гарант качества из какой-либо страны. В той же Японии или Германии, также выпускают много брака. Если устройство выпускается у нас, то это не значит, что оно будет работать плохо. Мы специально тестировали некоторые антенны, продающиеся от наших умельцем. Так некоторые из них превосходили зарубежные аналоги, хотя и выглядели не презентабельно. Зато работали.
Надеемся, что смогли показать Вам реальную картину того, что такое HQClear TV. Подобный обзор применить можно на все подобные «изобретения». Единственным, кто получит пользу от такой антенны, будут организаторы схемы.
Схема развода от продавцов антенн HQClear TV
Уже все стало очевидно, что компактные и многофункциональные антенны HQClear TV – очередной развод. Однако стоит отдать мошенникам должное, поскольку они стараются усовершенствовать схемы развода доверчивых покупателей. Непосредственно данная телеантенна стала наглядной иллюстрацией прогресса со стороны аферистов. Практически все граждане, которые не разбираются в особенностях антенн DVB-T2, поведутся на развод.
Чтобы в полной мере вникнуть в схему развода, проанализируем несколько интернет-магазинов, на которых продается столь «уникальное» устройство:
- мошенники на всех сайтах делают ставку на конкурентные преимущества – огромное количество телеканалов, относительное небольшая стоимость;
- на всех сайтах 1200 рублей – акционная цена, срок действия которой совсем скоро закончится. Пользователь верит в это, начиная спешно заказывать столь уникальный товар, нет времени на раздумья, поскольку есть риск не успеть приобрести устройства. Практически всегда размер стандартной стоимости составляет 10 000 рублей;
- производитель обещает деньги за покупку всем пользователям, которые будут недовольны приобретенным товаром. Однако это еще одна уловка, разумеется, что никто возврат оформлять не будет;
- в сопроводительной документации и на всех сайтах сказано, что антенна собиралась в Японии. Страна выбрана не случайно, поскольку японские производители сумели создать положительный имидж, их техника пользуется доверием со стороны потребителей;
- на сайтах указано большое количество отзывов покупателей о HQClearTV, но кто их оставлял не до конца понятно. Разумеется, что это купленные комментарии, которым абсолютно точно не стоит доверять;
- последний крючок – специальное предложение именно для вас. Зачастую речь идет о бесплатной доставке или любом другом приятном бонусе.
Эта уже не первая телеантенна с неограниченными возможностями. Разумеется, что они будут появляться и в дальнейшем. Поэтому будьте бдительны.
Кинотеатральные Full HD D-ILA-проекторыJVC DLA-X70RB и DLA-X90RB
Младшую модель в обновленной линейке кинотеатральных проекторов от компании JVC мы уже протестировали — см. статью про проектор DLA-X30-B. Теперь настала очередь двух топовых моделей — DLA-X90RB и DLA-X70RB, — интересной особенностью которых является способность эмулировать разрешение 4К. Внешне и функционально эти два проектора во многом схожи, поэтому мы сочли возможным не разбивать материал на две отдельные статьи.
Содержание:
- Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Тестирование в стереоскопическом режиме
- Выводы
Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики | |
Технология проецирования | D-ILA (Direct drive Image Light Amplifier) |
Матрица | 0,7″, 3 ЖК-матрицы, 16:9, VA с неорганическим выравнивающим слоем |
Разрешение | 1920×1080 |
Объектив | зум 2,0x, F3,2—4, f = 21,4—42,8 мм |
Лампа | 220 Вт UHP |
Срок службы лампы | 3000 ч (в режиме пониженной яркости) |
Световой поток | 1200 ANSI лм |
Контрастность | DLA-X70RB — 80 000:1, DLA-X90RB —120 000:1 (full on/full off) |
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) | от 1,52 м (1,78—3,66 м) |
до 5,08 м (6,06—12,3 м) | |
Интерфейсы |
|
Форматы входного сигнала | компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i |
аналоговые RGB-сигналы: VGA-1080p: 640×480—1920×[email protected] Гц | |
цифровые сигналы (HDMI): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, [email protected]/50/60 Гц, 640×480—1920×[email protected] Гц (отчет MonInfo) | |
Уровень шума | 20 дБ (в режиме пониженной яркости) |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 455×178,5×477 мм (с выступающими частями) |
Масса | 15,4 кг |
Потребляемая мощность | 360 Вт, 0,8 Вт в ждущем режиме |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки |
Дополнительные аксессуары:
|
Ссылка на сайт производителя | DLA-X70RB DLA-X90RB |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | DLA-X70RB — $8090() DLA-X90RB — Н/Д(0) |
Внешний вид
Проектор большой и относительно тяжелый. Линии корпуса строгие, украшательства отсутствуют. Материал корпуса — это пластик с черным блестящим, зеркально-гладким покрытием, за исключение днища и задней панели, которые черные, матовые и без покрытия. Блестящее покрытие относительно устойчиво к царапинам, а мельчайшие блестки эффективно скрывают мелкие повреждения и следы от пальцев. Кольцо вокруг ниши объектива изготовлено из анодированного и тонированного алюминия.
На стыке верхней и передней панели находятся индикаторы состояния (индикатор STANDBY/ON
светится зеленым при разогреве лампы, мигает красным при охлаждении лампы, светится красным в режиме ожидания и не горит при работе проектора).
Спереди — окошко ИК-приемника и две решетки, через которые выдувается теплый воздух. На задней панели находятся все разъемы, окошко второго ИК-приемника, кнопки управления, крышка отсека лампы и воздухозаборные решетки по бокам (еще одна небольшая оснащенная сменным воздушным фильтром есть на днище).
Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (примерно на 10 мм), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Также на днище ближе к объективу есть два резьбовых отверстия, с помощью которых закрепляется анаморфотная насадка. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из пластика с матовым покрытием типа «Soft touch», на ощупь напоминающим резину. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки некрупные, подписи контрастные, но немного мелковаты. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся небольшой круглой и фосфоресцирующей кнопочкой LIGHT
. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки, подтверждение на выключение запрашивается. В меню можно выбрать код пульта
A
или
B
, которым проектор будет управляться. На самом пульте код меняется описанной в руководстве комбинацией кнопок.
Коммутация
JVC DLA-X70RB: JVC DLA-X90RB:
Проектор оснащен двумя HDMI-интерфейсами версии 1.4a, входом VGA и компонентным входом. К компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Под HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT
на корпусе проектора или непосредственно четырьмя кнопками на пульте, каждая на свой вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI). Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. В зависимости от установок в меню на выход
TRIGGER
подается 12 В или при включении проектора, или при выборе анаморфного режима, или не подается вовсе.
В первом случае этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом, во втором — приводом анаморфотного объектива. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды. Аналогичным целям служит и Ethernet-интерфейс с разъемом RJ-45 под витую пару (в Сети можно найти очень подробное руководство по удаленному управлению по LAN и RS-232C). Есть разъем для подключения внешнего ИК-приемника. Разъем типа mini DIN 3 pin предназначен для подключения внешнего излучателя синхронизации стереоскопических очков.
Меню и локализация
Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может и несколько мелковатый. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз. Есть русская версия меню, перевод на русский язык хороший, хотя есть непереведенные или переведенные с ошибками надписи, в основном те, что появились в новых моделях.
Управление проекцией
Все, что имеет отношение к объективу, оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка (отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении, в меню установок автоматическое закрытие можно отключить), механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига.
Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить). Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. Три набора настроек объектива можно запомнить, и быстро вызывать их кнопкой на пульте, что позволит не тратить лишнее время на настройку при смене формата проекции, если она сопровождается изменением в сдвиге, фокусе или фокусном расстоянии. Удерживая нажатой неприметную кнопочку на днище, можно вручную сдвигать шторку объектива, чтобы, например, почистить его при выключенном проекторе. Есть функция цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений (как сказано в руководстве, она отключается в режиме 3D).
Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3
— изображение приводится к формату 4:3 и увеличивается до ближайших границ области проекции;
16:9
— картинка увеличивается до границ области проекции и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для HD- и анаморфированных фильмов;
Увеличение
— изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит для формата LetterBox.
Еще есть два режима для работы с анаморфотным объективом-насадкой, один для формата 2,35:1, второй для 16:9. При подключении к компьютеру для разрешений меньше 1920 на 1080 пикселей можно выбирать из режимов с максимальным увеличением с сохранением пропорций, выводом без интерполяции и увеличением на всю область проекции. Дополняют режимы трансформации цифровой сдвиг изображения по горизонтали и по вертикали. С помощью этой функции можно, например, в режиме Увеличение
сдвинуть изображение так, чтобы на экране поместились субтитры.
Настройка Маскировка
поможет избавиться от помех по периметру изображения. Она позволяет на 2,5 или 5% подрезать картинку по периметру или на указанное значение (от 0 до 5%) по всем четырем краям независимо. Подрезка выполняется без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой
HIDE
(при этом индикатор на корпусе мигает зеленым).
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс или управляющих обработкой изображения, много, очень много, при этом зачастую сходные результаты можно получить несколькими путями. Позволим остановиться только на некоторых моментах. Настройку изображения можно начать с выбора профиля (список Режим изображения
).
Если результат сразу не устроит, то далее выбрать цветовой профиль, выбрать или настроить цветовую температуру, выбрать или настроить профиль гамма-коррекции, скорректировать уровни черного и белого, изменить общий баланс изображения (Тон изображения
) подправить привычные настройки типа
Контрастность
и
Яркость
, отрегулировать подчеркивание контуров и подавление видеошумов и выполнить многопараметрическую подстройку 7 цветов.
Параметр Апертура линзы
управляет диафрагмой объектива, которую можно закрывать с дискретностью в 16 шагов (от 0 до −15). Параметр
Clear Motion Drive
управляет функцией вставки темных или промежуточных кадров, а параметр
Настр. экрана
позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под используемый тип экрана. Настройка
Уровень черного
, видимо, просто сдвигает вверх нижний диапазон яркости, чтобы в условиях неполного затемнения сохранялась детализация в тенях. Выбрав режим пониженной яркости можно несколько уменьшить яркость и шум от системы охлаждения заодно. Есть функция сведения трех основных цветов, но она программная, поэтому имеет небольшую практическую ценность.
По всей видимости, настраивать проектор можно с помощью специальной программы, запускаемой на компьютере, подключенном к проектору по RS232 или по Ethernet. По крайней мере, такая функция должна существовать, так как проекторы поддерживают создание профилей isf
. Только в случае JVC DLA-X90RB поддерживается автоматическая калибровка с помощью калибраторов Spyder3Pro или Spyder3Elite и специального ПО (под семейство ОС Microsoft), которое можно бесплатно загрузить с сайта компании JVC. Также для JVC DLA-X90RB имеется возможность загрузить из компьютера или сохранить на компьютере пользовательские настройки цветопередачи.
Дополнительные возможности
Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данных проекторов с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проекторов JVC DLA-X70RB/DLA-X90RB (если не указано иное, то Апертура линзы
= 0 (диафрагма открыта полностью),
Мощность лампы
=
Высокая
, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Профиль | Световой поток | |
DLA-X70RB | DLA-X90RB | |
Натуральный | 1075 лм | 1000 лм |
Натуральный , Мощность лампы = Нормальная | 650 лм | 680 лм |
Натуральный , Апертура линзы = −15 | 420 лм | 390 лм |
THX , Мощность лампы = Высокая/Нормальная | 885 лм | 665 лм |
Равномерность | |
DLA-X70RB | DLA-X90RB |
+8%, −13% | +8%, −18% |
Контрастность | |
DLA-X70RB | DLA-X90RB |
192:1 | 195:1 |
Максимальный световой поток немного меньше паспортного значения (заявлено 1200 лм). Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность не очень высокая, но достаточная. Видимо, введение дополнительного элемента, ответственного за эмуляцию разрешения 4К, в оптический тракт увеличивает засветку черных полей от ярких участков изображения. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off | |
DLA-X70RB | DLA-X90RB | |
Натуральный | 23 500:1 | 29 500:1 |
Натуральный , максимальное фокусное расстояние | 31 000:1 | 40 000:1 |
Натуральный , максимальное фокусное расстояние, Апертура линзы = −15 | 94 000:1 | 120 000:1 |
Full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме и на длинном фокусном расстоянии она достигает максимального значения, которое соответствует заявленной контрастности. Отметим важный момент — это так называемая нативная контрастность, в создании которой не участвует динамическая диафрагма, регулирующая световой поток между кадрами в зависимости от общей яркости сцены. Нативная контрастность характеризует глубину черного и видимый контраст в кадре в случае темных сцен.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для профиля Натуральный
и настройках по умолчанию (
Гамма
=
Нормальная
или
2.2
):
В скобках приведен показатель аппроксимирующей функции. Видно, что показатель ниже стандартного значения в 2,2, поэтому для приведения гаммы к эталону придется выполнять дополнительную коррекцию. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами с шагом через 1:
JVC DLA-X70RB: JVC DLA-X90RB:
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и почти каждый следующий оттенок ярче предыдущего. Яркость ближайших к черному оттенков растет, хотя и не так быстро, как хотелось бы:
В итоге на некоторых очень темных сценах иногда хочется повысить детализацию в тенях, слегка увеличив уровень черного. Формально контрастность при этом уменьшается, но запас ее огромный, поэтому визуально контрастность практически не меняется.
Наблюдаемые различия между DLA-X70RB и DLA-X90RB обусловлены различием в настройках, разбросом параметров между экземплярами и различием в версиях микропрограммы: 25.051 для DLA-X70RB и 21.028 для DLA-X90RB:
JVC DLA-X70RB: JVC DLA-X90RB:
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило (DLA-X70RB/DLA-X90RB) 325/323
Вт, в режиме пониженной яркости —
254/250
Вт, в режиме ожидания —
0,8/0,9
Вт.
Звуковые характеристики
Внимание!
Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка | |
DLA-X70RB | DLA-X90RB | ||
Высокой яркости | 32,5 | 33 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 27,5 | 27 | Очень тихо |
Проектор тихий даже в режиме с высокой яркостью. Шум равномерный и не раздражает.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
Режим 1920 на 1080 пикселей поддерживается, Автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала работает небыстро, но качественно. Четкость изображения высокая.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет 2-3 миллиметра на 1,5 м ширины. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц в небольшой степени присутствуют — ширина цветной каймы на границах контрастных объектов достигает 1/2 пикселя. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Фокусировка практически идеальная.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и [email protected]/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (кадры выводятся с одинаково длительностью). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.
Работа с источником компонентного аналогового видеосигнала
Качество компонентного видеовхода высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям этого интерфейса, только цветовая четкость немного ниже, чем могла бы быть. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.
Функции обработки видеосигнала
При Прогрессивный
=
Авто
в случае чересстрочных видеосигналов (до 1080i включительно) проектор пытается составить кадр из смежных полей, что ему почти всегда удается, как при чередовании полей 2-2, так и 3-2. При
Clear Motion Drive
=
Inverse Telecine
не только восстанавливаются исходные 24 кадр/с (если они были), но и выводятся они с равной длительностью, что иногда снижает видимое стробирование. Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочных сигналов обычного разрешения. Функции шумоподавления работают очень хорошо.
При Clear Motion Drive
равным
Режим 1
или
Режим 2
между исходными кадрами вставляется темный кадр, и это визуально улучшает четкость движений. Однако в этих режимах изображение мерцает с частотой 50/60 Гц, что может вызывать неприятные ощущения и повышенную утомляемость зрения, поэтому практическая польза от вставки темного кадра весьма сомнительная.
При значениях Режим 3
или
Режим 4
вставляется уже рассчитанный промежуточный кадр (или кадры), что повышает частоту кадров максимум до 120 Гц. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от
Режим 3
до
Режим 4
повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения, но вероятность появления артефактов увеличивается. В целом оптимальным следует признать
Режим 3
.
Проектор оснащен специальным оптоэлектрическим элементом (e-shift), помогающим эмулировать разрешение 4К. Элемент включается-выключается с частотой 100-120 Гц — первую половину каждого кадра, элемент выключен, вторую — включен. Используется эффект двойного лучепреломления — при включении элемента меняется его показатель преломления, и изображение сдвигается на 0,5 пикселя по диагонали.
Схема работы e-shift.
В режиме эмуляции 4К каждый исходный кадр сначала масштабируется до разрешения 4К — 3840 на 2160 пикселей, — затем разбивается на два полукадра с разрешением 1920 на 1080 пикселей, которые последовательно выводятся со сдвигом на 0,5 пикселя по диагонали. Результирующее изображение не имеет истинного разрешения 4К (удвоенного по отношению к исходному) так как, во-первых, проектор не поддерживает такое входное разрешение, а из картинки 1920 на 1080 пикселей реального 4К не получить никакой даже самой продвинутой интерполяцией, во-вторых, пиксели второго полукадра накладываются на пиксели первого, что снижает четкость интерполированного до 3840 на 2160 пикселей кадра. Тем не менее положительный эффект есть, что можно представить по приведенным ниже фрагментам с выключенным и с включенным режимом 4К.
JVC DLA-X70RB: 4К выкл. 4К вкл. JVC DLA-X90RB: 4К выкл. 4К вкл. (Шаг решетки на фрагментах с выключенным режимом 4К соответствует шагу пикселей матриц проектора — 1920 на 1080 пикселей в кадре).
Видно, что изображение становится более «аналоговым» без уменьшения детализации. Кстати в проекторе есть недокументированная функция, позволяющая включать и выключать режим 4К. Для ее активации нужно нажать последовательно стрелку вправо, влево, вправо, влево, затем кнопками вправо и влево осуществляется включение и выключение этого режима. Результат работы функции эмуляции 4К с большой вероятностью будет виден зрителям, сидящим достаточно близко к экрану и имеющим хорошее зрение. В стереоскопическом режиме данная функция не доступна. К работе функции эмуляции 4К имеет отношение настройка MPC Level
(первоначально не указана в руководстве и в первых версиях микропрограммы просто пропущена в русской версии меню). При увеличении этого параметра увеличивается контурная резкость изображения без заметного роста количества артефактов. Видимо, при этом обработка выполняется на этапе масштабирования исходного изображения до разрешения 3840 на 2160 пикселей.
Определение времени отклика и задержки вывода
Во всех режимах яркость проецируемого изображения имеет модуляцию с различной амплитудой и частотой. Поэтому достоверно определить время отклика не представляется возможным. Частота модуляции равна 240 Гц в режимах с выключенным Clear Motion Drive
, 60 Гц в
Режим 1
или
Режим 2
, и 120 Гц в
Режим 3
или
Режим 4
.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 77-79
мс при VGA-подключении и
70
(DLA-X70RB)/
81
(DLA-X90RB) мс HDMI-подключении. Такая задержка еще не требует специальной корректировки звукового сопровождения, но в играх уже может сильно раздражать.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).
Цветовой охват в первую очередь зависит от выбранного значения в списке Цветовой профиль
. Например, при
Видео
он немного шире sRGB (белые линии — результат измерения, черные — соответствуют охвату sRGB или Adobe RGB):
При Насыщенный
охват максимальный:
При Adobe
близок к Adobe RGB:
А для Стандартный
и
THX
практически совпадает с sRGB:
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профилей Насыщенный
,
Стандартный
и
THX
.
Насыщенный
СтандартныйTHX
Видно, что компоненты хорошо разделены, за счет чего и достигается широкий цветовой охват, но в случае профилей с коррекцией охвата насыщенность уменьшается подмешиванием соседних компонент, и, видимо, включением оптического фильтра (об этом свидетельствует изменение спектров компонент и жужжание, раздающееся из проектора при выборе некоторых профилей). Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профилей Натуральный
и
THX
(DLA-X90RB).
Видно, что в случае Натуральный
и
THX
почти на всей шкале серого цветовая температура отличается от 6500 К, ΔE в случае
THX
существенно выше 3 (близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, как в среднем диапазоне и в светах, да и погрешность определения параметров цветопередачи для них большая). Видимо, для лучшей подгонки цветопередачи к эталону без аккуратной калибровки не обойтись.
В случае проектора JVC DLA-X70RB вместо профиля THX
случайно второй раз был установлен профиль
Натуральный
:
Сравнивая с DLA-X90RB, можно отметить, что вариация ΔE и отклонение цветовой температуры больше. Возможно, DLA-X90RB подвергается более тщательной первоначальной настройке.
Тестирование в стереоскопическом режиме
Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.
Очки и излучатель синхросигналов (используется ИК-синхронизация) в комплект поставки не входят, и их придется покупать дополнительно. ИК-излучатель предлагается использовать тот же, что и от предшествующих моделей. Среди очков появился выбор. Можно использовать JVC PK-AG1, работающие от элемента питания, или новые, подзаряжаемые — JVC PK-AG2.
Новые очки заметно легче старых (40 г против 56 г), их заряда хватает, на 40 ч работы (по данным производителя). Правда, обзорность в новых очках немного уже.
Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры (Frame Packing
), когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (
Side by Side
), в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго, и по вертикали (
Top and Bottom
), похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра.
Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. В режиме Авто
способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Также есть режим принудительного включения обычного 2D-режима. Новшеством является режим преобразования обычного двумерного изображения в стереоскопическое, но вряд ли кто будет его включать, кроме как при первом исследовании всех функций проектора. Заметим, что в стереоскопических режимах функция вставки темных или промежуточных кадров недоступна.
Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью компьютера, оснащенного Blu-ray-приводом, при этом за вывод изображения отвечала видеокарта AMD Radeon HD 6850. Плеер — CyberLink PowerDVD 10 Ultra. Качество стереоскопического изображения очень высокое. Яркости достаточно для проекции на экран с диагональю около 100 дюймов или больше с матовым белым полотном. Перекрестные помехи можно обнаружить с большим трудом, и то слабовыраженные и только на редких сочетаниях окраски объекта и фона.
Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным.
Видно, что разделение белого на черном близко к идеальному, в остальных двух случаях перекрестная помеха присутствует. В стереоскопическом режиме яркость при выводе белого поля в случае регистрации через очки уменьшается до 13,5% относительно регистрации белого поля в 2D-режиме и без очков. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме полученное значение нужно умножить на 2, что дает 27% от исходной яркости белого поля.
Группа параметров Устранение перекрестных наводок
влияет на глубину модуляции света от лампы (видимо, с помощью самих матриц, оснащенных драйвером с покадровой адресацией). При максимальном увеличении модуляции яркость уменьшается примерно на 20%, но и качество разделения ракурсов немного увеличивается.
Выводы
Проекторам JVC DLA-X70RB и DLA-X90RB вне всякого сомнения можно присвоить ранг топовых устройств отображения, имеющих полное право занять свое место в домашнем кинотеатре самого высокого уровня. Объективными предпосылками к такому выводу служат качество изображения, прежде всего высокая нативная контрастность, множество настроек и дополнительных функций, высокое качество стереоскопического изображения и функция эмулирования разрешения 4К, которая если и не удваивает разрешение, то уж точно придает картинке более естественный характер. Проектор DLA-X90RB — это бескомпромиссный вариант с высочайшей контрастностью, с отстроенной цветопередачей, с поддержкой автоматической калибровки с помощью внешнего калибратора и с возможностью загрузки и сохранения пользовательских настроек с и на компьютер. JVC DLA-X70RB — характеризуется немного меньше контрастностью и не имеет указанных функций.
Достоинства:
- Отличное качество изображения
- Качественная реализация стереоскопического режима
- Тихая работа
- Очень много настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс на изображения
- Эффективные функции обработки изображения: эмуляция разрешения 4К, деинтерлейсинг, сглаживание, устранение шумов, вставка темных и промежуточных кадров
- Электромеханические приводы объектива и шторки
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Аккуратный дизайн корпуса
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Ощутимая задержка вывода изображения
Благодарим Группу Компаний «DIGIS
» за предоставленные на тестирование проекторы
JVC DLA-X70RB и DLA-X90RB