Телевидение — это что такое? Значение, правописание, синоним и толкование

Интерактивное телевидение или иными словами IPTV – это одна из последних разработок, которая касается области телекоммуникаций. Данный вид телевидения может сочетать в себе одновременно две разные функции – предоставлять пользователям доступ к интернету и цифровому ТВ. Если сравнивать интерактивное телевидение с кабельным или же аналоговым, то IPTV позволяет зрителям полностью контролировать не только предлагаемый контент, но еще и сам процесс просмотра и доступ к интернету путем использования экранов телевизоров.

Значение

В толковом словаре сказано, что у объекта исследования следующие значения:

  1. Передача на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения.
  2. Область науки и техники, связанная с технической возможностью и другими проблемами такой передачи и приема.
  3. Учреждения, осуществляющие подобные вещательные передачи.

Как видим, все просто. Многие наверняка догадывались, что в смысле объекта исследования будет отражено нечто подобное.

Здесь, как у М. А. Булгакова, нельзя упомянуть об одном и не вспомнить другое – фильм «Москва слезам не верит», когда Родион/Рудольф с воодушевлением пророчествовал, что ТВ через 20 лет наберет силу и поглотит, подобно огромному монстру, и кино, и театр, и другие способы развлечения. Кстати, только потому, что на пути этого чудовища стала еще более глобальная Сеть, сценарий так не сбылся. Но зато теперь вопрос о том, что означает слово «телевидение», предполагает ответ: оно означает «прошлый век», и это почти не шутка.

История появления термина

Вычислительная техника

Если вчитаться, нигде не написано, откуда пришло в мир определение — аналоговый. На западе термин употреблялся с сороковых годов профессионалами вычислительной техники. Именно в период Второй мировой войны появились первые компьютерные системы, называемые цифровыми. И для различения пришлось придумать новые эпитеты.

В мир бытовой техники понятие аналоговый вошло лишь в начале 80-х, когда на свет вышли первые процессоры Intel, а мир игрался в игрушки на ZX-Spectrum, эмулятор для устройств сегодня возможно раздобыть в интернете. Геймплей требовал необыкновенного упорства, сноровки и отменной реакции. Наравне с детворой собирали ящики и били вражеских инопланетян и взрослые. Современные игры намного уступают первым пташкам, захватившим на некоторое время умы игроков.

Звукозапись и телефония

К началу 80-х на свет стала появляться поп-музыка в электронной обработке. Музыкальный телеграф представлен на суд публики в 1876 году, не обрёл признания. Популярная музыка нравится аудитории в широком понимании слова. Телеграф умел издавать единственную ноту, передавать на расстояние, где та воспроизводилась динамиком специальной конструкции. И хотя Битлз использовали при создании Сержанта Пеппера электронный орган, синтезатор вошёл в обиход в поздние 70-е годы. По-настоящему популярным и цифровым инструмент стал уже в середине 80-х: вспомним Modern Talking. Ранее использовались синтезаторы на аналоговых схемах, начиная с Novachord в 1939 году.

Итак, потребности в различении аналоговых и цифровых технологий у рядового гражданина не возникало, пока последние не вошли прочно в обиход. Слово аналоговый стало достоянием публики с начала 80-х. Что касается происхождения термина, традиционно считается, что указатель заимствован из телефонии, позже перекочевал в звукозапись. Аналоговые колебания непосредственно подаются на динамик, немедленно раздается голос. Сигнал похож на человеческую речь, становится электрическим аналогом.

Если подать на динамик цифровой сигнал, раздастся непередаваемая какофония из нот разной тональности. Эта «речь» знакома любому, кто грузил в память компьютера программы и игры с магнитной ленты. На человеческую не походит, потому что цифровая. Что касается дискретного сигнала, в простейших системах он подается прямо на динамик, служащий интегратором. Удача или неуспех предприятия всецело зависят от правильно подобранных параметров.

Одновременно термин фигурировал в звукозаписи, где непосредственно с микрофона музыка и голос шли на ленту. Магнитная запись стала аналогом реальных артистов. Виниловые пластинки подобны музыкантам и поныне считаются лучшим носителем для любых композиций. Хотя показывают ограниченный срок службы. CD нынче часто содержат цифровой звук, расшифровываемый декодером. Согласно Википедии, новая эра началась в 1975 году (en.wikipedia.org/wiki/History_of_sound_recording).

Электрические измерения

В аналоговом сигнале наблюдается пропорциональность между напряжением, либо током и откликом на воспроизводящем устройстве. Термин тогда сочтём произошедшим от греческого analogos. Что означает пропорциональный. Впрочем, сравнение аналогично указанному выше: сигнал подобен голосу, воспроизводимому колонками.

Вдобавок в технике применяется для обозначения аналоговых сигналов иной термин – непрерывные. Что соответствует данному выше определению.

СМИ – это синоним

Конечно, о заголовке можно спорить, ведь СМИ – это более широкое понятие. Под ним понимают всякие способы распространения информации, в то числе и ТВ как одного из них. Но трудность определения синонима к слову «телевидение» в том, что, если не впадать в вульгарности и сленг, то остается не так уж много вариантов. Для того чтобы читатель самостоятельно в этом убедился, мы предоставим возможные замены:

  • голубой экран;
  • ТВ;
  • ящик.

Причем мы все-таки впали в грех и использовали сленговое слово, но соблазн ведь велик, пусть уж читатель нас сильно не ругает, мы же не предлагаем более дерзкие варианты того же самого. Но если говорить прямо, то синонимы эти никуда не годятся или устарели. Потому что теперь телевидение – это не голубой экран, ибо в современных телеприемниках нет трубки. Ящиком телевизоры тоже уже не назвать, ибо они стали слишком тонкими, даже котам на них лежать неудобно. ТВ – это не синоним, а аббревиатура от слова «телевидение». Вот и получается, что остается в качестве замены только более широкое понятие — СМИ. Последнее, кстати, тоже устарело и используется только у нас. В Европе от него давно отказались, ибо там оно считается неточным, вместо него используется аббревиатура СМК, то есть «средства массовой коммуникации».

Напомним, что СМИ – это средства массовой информации. Вся разница между терминами заключается в наличии/отсутствии обратной связи. Последняя, как нетрудно понять, существует объективно, ибо сейчас почти все передачи включают в свой эфир зрителей тем или иным образом (звонки в студию, опросы и т. д.), которые в итоге и решают, жить программе или умереть, и еще один фактор – спонсорство. Так как эта тема почти бесконечная, то остановимся, обрежем именно эту ветвь беседы здесь и двинемся дальше.

Что такое мультиплексы

Аналоговое вещание ведется каждым каналом на разной частоте. С развитием цифрового телевидения в России стало возможным потоковое вещание — трансляция нескольких каналов на одной частоте.

Все телеканалы, отправляемые разными телецентрами на одной и той же частоте, объединяются в мультиплекс на ретрансляторе, который уже ведет пакетное распространение на приемники.

Эта технология вещания позволяет решить ряд проблем:

  • Все программы находятся на одном телевизионном канале, которые легко найти автонастройкой. Пользователю для смены программы вещания не требуется физическое переключение ТВК.
  • Бюрократия. Для аналогового вещания каждому телеканалу требовалось получать лицензию, разрешающую занимать конкретные частоты цифровых каналов в каждом регионе. С появлением потоковой передачи сигнала эта необходимость отпала, следовательно, цифровые каналы расширяют свое присутствие намного быстрее.
  • Организация. Ретрансляторы, работающие на одной частоте, более просты по конструкции, в отличие от многочастотных аналоговых вышек. Их разворачивание происходит быстрее, следовательно, стремительнее распространяется телевидение.

Сегодня действуют два активных и один тестовый мультиплекс. Каждый из них находится на конкретной стадии работы и с разной географией покрытия.

Это связано с тем, что для вещания конкретного мультиплекса требуется отдельная вышка, и каждый из пакетов цифровых каналов появился в разное время. Если первый мультиплекс активен более пяти лет, то второй появился недавно, а третий официально еще не запущен.

Первый мультиплекс (РТРС-1)

Что такое мультиплекс в телевидение? Это трансляция от нескольких телецентров в едином беспроводном сигнале. Он включает 10 первых каналов, которые начали вещать в цифровом формате. Их состав и период вещания регулируется Роскомнадзором, т.е. они не могут измениться.

В список 1-го мультиплекса (РТРС-1) включены 10 каналов, большинство из которых программы федерального уровня, известные еще по аналоговому вещанию:

  1. Первый,
  2. Россия-1,
  3. Матч ТВ,
  4. НТВ,
  5. Пятый канал (Петербург),
  6. Россия-К,
  7. Россия-24,
  8. Карусель,
  9. ОТР,
  10. ТВЦ (ТВ Центр).

Также с ретрансляторов РТРС-1 можно принимать три радиоканала: Вести ФМ, Маяк, Радио России. Сейчас каналы первого мультиплекса цифрового телевидения работают в любой точке России независимо от населенности района и удаленности от вышки.

Второй мультиплекс (РТРС-2)

Включает 2-й пакет потоковой передачи цифровых каналов. Как и первый, второй мультиплекс включает 10 программ федерального и регионального значения.

В него вошли:

  1. РЕН ТВ,
  2. СПАС,
  3. СТС,
  4. Домашний,
  5. ТВ3,
  6. Пятница!,
  7. Звезда,
  8. МИР,
  9. ТНТ,
  10. Муз ТВ.

Второй мультиплекс цифрового ТВ заработал недавно и распространен не по всей территории страны. Для его вещания нужны самостоятельные ретрансляторы, разворачивание и оборудование которых требует времени.

Когда включят 2-й мультиплекс в районе можно узнать на карте — серой иконкой отмечаются строящиеся или планируемые к развертыванию вышки. Радиовещание во втором пакете отсутствует.

Третий мультиплекс (РТРС-3)

На данный момент он находится в тестовом режиме. Начало вещания запланировано на 2020-й год. В отличие от первых двух, третий мультиплекс входит более 40 федеральных и региональных каналов, которые вещают в разный период времени. По объему цифрового вещания весь телевизионный пакет сравним с суточной работой 10 каналов.

Третий мультиплекс на данный момент доступен только жителям московского региона. Вещание уже ведется с Останкинской башни. Ретрансляторы РТРС-3 отсутствуют, и принимать цифровой сигнал с третьим пакетом можно только напрямую с телецентра.

Важно! Транслируемый на текущий момент пакет каналов не окончательный. Со временем он может быть изменен.

Частоты вещания

В каждом регионе своя частота вещания каждого цифрового мультиплекса. Это связано с параллельным развитием региональных каналов, которые до установки ретранслятора уже успели занять часть частотного диапазона.

Ниже представлена таблица с частотой вещания и каналом цифрового телевидения (ТВК) для Москвы и ряда крупных городов.

МоскваСанкт-ПетербургЕкатеринбургН. НовгородРостов-на-Дону
1-й мультиплекс546 МГц (30 ТВК)586 МГц (35 ТВК)674 МГц (46 ТВК)530 МГц (28 ТВК)602 МГц (37 ТВК)
2-й мультиплекс498 МГц (24 ТВК)666 МГц (45 ТВК)786 МГц (60 ТВК)730 МГц (53 ТВК)610 МГц ( 38 ТВК)
3-й мультиплекс578 МГц (34 ТВК)

Узнать частоту вещания и канал телевидения для своего города и района можно на сайте ртрс.рф. Когда запустят третий мультиплекс в регионах на данный момент неизвестно.

Правописание

Многих, наверное, интересует вопрос о том, как пишется слово «телевидение». В нем сложность только одна – слово словарное, поэтому его написание лучше всего запомнить. Естественно, мы употребляли его без ошибки, поэтому смело пользуйтесь тем написанием, которое здесь представлено, – «телевидение». Чтобы лучше запомнить написание существительного, можно прибегнуть к запрещенному приему и запомнить следующее: слово «телек» пишется с двумя «е», а значит, приставка теле- тоже. В остальном, кажется, определение не должно вызвать затруднений.

Как выглядят спектры аналогового и дискретного сигнала

Изображение сигналов можно представить как две функции. На рисунке наглядно представлено, чем отличается непрерывный сигнал от дискретного. Напряжение исходного изменяется плавно, обработанного прерывисто. Спектр дискретного периодически ступенчато совпадает с непрерывным.

Изменения дискретного происходят резко, через определённый период времени. Уровень в цифровой системе зашифровывается и любую величину напряжения описывают двоичным кодом. От частоты измерений зависит сглаженность преобразования и оригинальность передаваемых данных. Чем точнее описан уровень сигнала и чем чаще проводится и обрабатывается измерение, тем точнее совпадает спектр начального и переданного сигналов.

Информационная функция телевидения

Как бы там ни было, а содержание ТВ-программ, по сравнению с советским временем, сильно изменилось и стало разнообразнее. В те времена передачи должны были прежде всего правильно ориентировать зрителей. Сейчас телевидение – это прежде всего развлечение. Причем одни развлекаются тем, что следят за перипетиями отношений Аллы Борисовны и Максима Галкина, другие смотрят научно-познавательные программы, а третьи сопереживают шекспировским героям — все это современное телевидение. Таким образом, информационная функция исполняется в достаточной степени.

Основные принципы

количество телевизоров на 1000 человек

1000+ 500-1000 300-500200-300 100-200 50-1000-50 Нет данных

Телевидение основано на принципе последовательной передачи элементов изображения с помощью радиосигнала или по проводам. Разложение изображения на элементы происходит при помощи диска Нипкова, электронно-лучевой трубки или полупроводниковой матрицы. Количество элементов изображения выбирается в соответствии с полосой пропускания радиоканала и физиологическими критериями. Для сужения полосы передаваемых частот и уменьшения заметности мерцания экрана телевизора применяют чересстрочную развёртку. Также она позволяет увеличить плавность передачи движения.
Аналоговый телевизионный тракт в общем виде включает в себя следующие устройства:

  1. Телевизионная передающая камера. Служит для преобразования изображения, получаемого при помощи объектива на мишени передающей трубки или полупроводниковой матрице, в телевизионный видеосигнал.
  2. Телекинопроектор. Преобразует изображение и звук на киноплёнке в телевизионный сигнал, и позволяет демонстрировать кинофильмы по телевидению.
  3. Видеомагнитофон. Записывает и в нужный момент воспроизводит видеосигнал, сформированный передающей камерой или телекинопроектором.
  4. Видеомикшер. Позволяет переключаться между несколькими источниками изображения: камерами, видеомагнитофонами и другими.
  5. Передатчик. Несущий сигнал высокой частоты модулируется телевизионным сигналом и передается по радио или по проводам.
  6. Приёмник — телевизор. С помощью синхроимпульсов, содержащихся в видеосигнале, телевизионное изображение воспроизводится на экране приёмника (кинескоп, ЖК-дисплей, плазменная панель).

Кроме того, для создания телевизионной передачи используется звуковой тракт, аналогичный тракту радиопередачи. Звук передаётся на отдельной частоте обычно методом частотной модуляции. В цифровом телевидении звуковое сопровождение, часто многоканальное, передаётся в общем с изображением потоке данных.

Воспитывает ли телевидение людей?

Ответ на вопрос неоднозначен, ибо теперь сам человек ответственен за то, из какого материала он предпочитает формироваться. О телевизионном разнообразии было сказано выше. Прошло то время, когда жестко контролировалась печать, радио- и телепередачи. Правда, цензура, так или иначе, существует, но она несколько сменила форму. Но в любом случае ярко выраженной идеологии ни телевидение, ни интернет не исповедуют, что дает определенную свободу выбора. Другое дело, что ТВ продолжает влиять на умы и сердца, особенно это касается передач, где люди в том или ином виде демонстрируют свои таланты. Благодаря подобным передачам многие мальчики и девочки, мужчины и женщины обретают и находят себя в жизни. Поэтому нельзя говорить, что телевидение – это сплошное зло.

Виды сигналов

Существует несколько типов классификации имеющихся сигналов. Рассмотрим, какие бывают виды.

  1. По физической среде носителя данных разделяют электрический сигнал, оптический, акустический и электромагнитный. Имеется еще несколько видов, однако они малоизвестны.
  2. По способу задания сигналы делятся на регулярные и нерегулярные. Первые представляют собой детерминированные методы передачи данных, которые задаются аналитической функцией. Случайные же формулируются за счет теории вероятности, а также они принимают любые значения в различные промежутки времени.
  3. В зависимости от функций, которые описывают все параметры сигнала, методы передачи данных могут быть аналоговыми, дискретными, цифровыми (способ, который является квантованным по уровню). Они используются для обеспечения работы многих электрических приборов.

Теперь читателю известны все виды передачи сигналов. Разобраться в них не составит труда любому человеку, главное — немного подумать и вспомнить школьный курс физики.

Стоит ли говорить о смерти телевидения?


Нет, потому что в том или ином виде оно все равно существует. Если наступит когда-то такой момент и YouTube-каналы отпразднуют полную и окончательную победу, вот тогда можно будет сказать, что телевидению пришел конец, пока об этом говорить рано. Почему? Даже если мы смотрим телевизионный канал через интернет, мы находимся под его влиянием. Передачи не состоялись бы без ведущих, редакторов, режиссеров, директоров и других прекрасных людей. Телевидение исчезнет, когда возникнет что-то принципиально новое.
Конечно, тема наша объемная и неисчерпаемая, но главное – это дать общее представление о значении слова «телевидение» и том явлении, которое скрывается за ним. Кажется, что мы с задачей стравились, а куда дальше направить стопы, это уж решать читателю.

Какие системы связи используют цифровой сигнал а какие аналоговый

Несмотря на архаичность аналоговая технология ещё используется для телефонной и радио связи. Многие проводные сети до сих пор остаются аналоговыми. В основном это традиционные телефонные линии местных операторов. Но, для магистральной передачи данных связи уже повсеместно используют цифровые каналы. Так же аналоговая технология применяется в простых и дешёвых переносных радиостанциях.

Во всех вновь создаваемых системах используют цифровую технологию обработки сигнала. Это оптоволоконные и проводные линии, сигнализация и телеметрия, военная и гражданская промышленная связь. И конечно же на цифровое вещание переходит телевидение. Аналоговый способ передачи данных исчерпал себя. На смену пришла новая высококачественная и защищенная связь.

Историческая справка

Всего перед Второй мировой войной было выпущено 19000 электронных телевизоров в Великобритании, 1600 — в Германии и 7000 — в США. В 1942 году в странах Антигитлеровской коалиции производство телевизоров было приостановлено до августа 1945 года.

После войны, в отличие от разрушенной Европы, в США население не потеряло покупательную способность, а радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности за счёт оборонных заказов, нашла поле деятельности в виде телефикации страны. Если в 1947 году здесь насчитывалось около 180 000 телевизоров, то к 1951-му их число превзошло 10 миллионов! Благодаря массовому производству цены на товар резко упали, дав возможность купить телевизор всем желающим. Если в 1946 году собственным телеприёмником могли похвастаться лишь 0,5 % американских семей, к 1962 году 90 % домохозяйств обзавелись чёрно-белыми телевизорами. Получили популярность комбинированные устройства — телерадиолы — содержащие в общем корпусе телевизор, электрофон и высококачественный радиоприёмник.

В СССР, несмотря на послевоенную разруху, развитие телевидения было объявлено одной из приоритетных задач. Уже в 1947 году было освоено серийное производство телевизоров «Москвич Т1» и «Ленинград Т1», а в 1949 году запущен в производство первый массовый советский телевизор «КВН-49».

В 1956 году американская (англ. Zenith Radio Corporation) внедрила первый в мире беспроводной пульт дистанционного управления, разработанный Робертом Адлером. Управление громкостью и переключение каналов производились с помощью ультразвуковых сигналов, промодулированных соответствующими командами.

Современный инфракрасный пульт был выпущен в 1974 году фирмами Grundig и Magnavox. Событие совпало по времени с внедрением телетекста, требующего более точного управления, отсутствующего в самих телевизорах. Появление цифровых кнопок на пультах связано именно с необходимостью поиска нужных страниц на телеэкране. В 1980-х годах телевизоры приобрели ещё одну функцию: их начали использовать в качестве монитора для первых бытовых компьютеров и игровых приставок. Для удобства подключения этих устройств, а также получивших распространение видеомагнитофонов, телевизоры начали оснащать, кроме антенного входа, дополнительным компонентным, позволяющим подавать сигналы, минуя высокочастотный селектор каналов.

Следующая революция рынка телевизоров произошла в середине 2000-х годов, когда появились недорогие плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры. К началу 2010-х годов кинескопные телевизоры практически полностью вытеснены плоскими LCD- и LED-устройствами, существенная часть которых может быть напрямую подключена к интернету и обеспечивает просмотр 3D-контента. На сегодняшний день (2018 год) практически все выпускаемые телевизоры поддерживают стандарты высокой чёткости, а наиболее дорогие модели — и сверхвысокой. Современные плоские телевизоры зачастую выполняют функцию ключевого элемента домашних кинотеатров, сохраняя при этом возможность просмотра эфирного и кабельного телевидения.

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии» (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, «немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]