Телевидение: история создания и развития. История телевидения в России


Нам трудно представить свою жизнь без телевидения. Даже если мы его не смотрим, оно все равно составляет важнейшую часть нашей культуры. Между тем этому изобретению чуть более 100 лет. Телевидение, история возникновения и развития которого укладывается в такой небольшой по меркам истории период, радикально изменило наше общение, отношение к информации, наши государства и культуру.

Изобретение

История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение – это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию.

У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого Бориса Розинга, который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп. Так история создания телевидения кратко и выглядит.

Научная деятельность

40 лет своей научной деятельности Борис Розинг занимался изучением различных явлений и разработкой технических систем. На его счету более 25 патентов, привилегий и авторских свидетельств, а также свыше 50 крупных научных публикаций.


Борис Розинг

В начале своей карьеры Розинг изучал теорию динамического магнетизма некристаллических однородных тел и кристаллов. Он смог объяснить явление магнитотрикции, при котором длина железных проволок изменяется от намагничивания. Причина такого изменения – гистерезис (свойство физических, биологических и т. д. систем, мгновенный отклик которых на приложенные к ним воздействия зависит, в том числе, и от их текущего состояния, а поведение системы на интервале времени во многом определяется её предысторией). Розинг открыл это явление в 1894 году параллельно с японским ученым Хантаро Нагаокой. Борис Розинг занимался также созданием аккумуляторов с подвижным слоем электролита, изучал превращение тепловой энергии в электрическую и обратно.

В начале 1890-х годов его увлекли труды Порфирия Бахметьева, физика и биолога экспериментатора русско-болгарского происхождения. Бахметьев разработал «телефотограф» – средство для передачи изображений на расстоянии. И сформулировал принцип телевидения: «Изображение должно быть разложено на отдельные элементы, элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое». Руководствуясь этим принципом, Розинг проводил исследования в области телевидения. Стоит отметить, что термин «телевидение» был впервые произнесен в 1900 году Константином Перским. Однако в СССР он стал часто употребляться лишь в 1930-х годах. До этого использовались термины «дальновидение», «радиоскопия», «электровидение».

К началу ХХ века уже были созданы устройства, которые производили развертку изображения на элементы и вновь собирали его механическим способом, а электронный сигнал передавали с помощью радио. В первых исследованиях Розинг пробовал совместить в одной системе механические и электронные устройства. Он использовал диск Нипкова (круг с нанесенными мелкими отверстиями по Архимедовой спирали) для разделения изображения на строчки и передавал их в электронный приемник сигнала – катодную трубку, где катодный луч проецировал изображение на фотоэлемент.

В ходе опытов ученый понял, что электронные системы более практичные и перспективные, чем механические. Более того, у Розинга к этому времени уже был опыт исследования электрической энергии и свойств магнетизма. В качестве устройства воспроизведения изображения Розинг применил катодную трубку Крукса – Брауна. В 1902 году он провел эксперимент: приемником послужила катодная трубка, а передающим прибором – электрическая ванна с четырьмя электродами, соединёнными с отклоняющимися катушками трубки. Электроды посылали сигналы на трубку. Металлический стержень перемещался по ванне в слое электролита, выполняя роль светового луча. Движение этого стержня точно повторяло катодный пучок в трубке, который вырисовывал различные фигуры. Розинг заметил, что с помощью катодной трубки невозможно передавать изображения различной яркости. Тогда для отображения полутонов ученый дополнил конструкцию трубки пластинами, которые модулировали интенсивность электронного пучка за счет изменения количества электронов, попадающих на экран. Так катодная трубка от осциллографа превратилась в телевизионную – прототип кинескопа. Розинг усовершенствовал также механическую часть устройства: вместо диска Нипкова он начал использовать систему из двух многогранных зеркальных барабанов Вейлера, вращающихся с разной скоростью. Позже изобретатель заменил один из барабанов Вейлера подвижным стеклом для беспрерывного чередования строк. Так он достиг развёртывания изображения до 2400 элементов.

В 1907 году Борис Розинг подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений» для получения привилегии (аналога современного патента). В 1908 году на ее основе он получил патенты в Англии и Германии, а в 1910 году – в России. Главное отличие изобретения Розинга от разработок других инженеров заключалось в том, что он смог создать работающее физическое устройство, а не просто описать его в теории. Он привнес нововведение в процесс передачи изображения: вместо механического способа передачи начал использовать электронный.


Схема приемной электронной телевизионной трубки из привилегии, полученной Розингом

9 мая 1911 года Розинг повторил эксперимент в присутствии комиссии. Он транслировал изображение четырех белых полос на черном фоне. Конечно, двухцветное изображение – это лишь первый шаг в эпоху электронного телевидения, но именно этот шаг ознаменовал прорыв. Розинг доказал возможность передачи изображения с помощью электронного луча.

В 1912 году Розинг получил заслуженные награды за свою работу. Его наградили Золотой медалью и почетной премией Сименса за заслуги в области электрической телескопии.

Розинг понимал, что находится на верном пути. Он совершенствовал устройство, каждый раз переделывая его. В 1913 году была изготовлена вакуумная трубка с косвенным накалом катода и магнитной фокусировкой электронного луча. Изменив заряд и разряд конденсаторов на периодический, ученый получил отклоняющие токи и напряжение, необходимые для более четкой передачи изображения.

Основной проблемой в исследованиях стало то, что государство не видело перспектив в телевидении и поэтому финансово никак их не поддерживало. Большую часть разработок Розинг проводил за свой счет. Сам ученый считал, что передача изображения на расстояние может найти широкое применение в будущем: «Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет столь же необходимым прибором, каким является в настоящее время телефон. Тогда миллионы таких приборов, таких «электрических глаз», будут всесторонне обслуживать общественную и частную жизнь, науку, технику и промышленность… Нам откроются богатства большей части поверхности нашей планеты, которая до сих пор скрыта под покрывающей ее водой… Можно будет проникнуть таким же образом в расселины гор и потухшие вулканы и заглянуть внутрь твердой оболочки Земли. Врач будет в состоянии пользоваться таким электрическим глазом при исследовании внутренностей больного, находясь далеко от него. Инженер, не выходя из своего кабинета, будет видеть все, что делается в мастерских, в складах, на работах». Розинг написал это в своей книге «Электрическая телескопия (Видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения» в 1923 году.

Принципы работы

В 1928 году с началом регулярного вещания начинается настоящая история возникновения телевидения. Улисс Санабриа впервые использовал радиоволны для передачи изображения и звука. Принцип работы телевидения заключается в особой проекции изображения на светочувствительную пластину в электронно-лучевой трубке. Долгое время история телевидения была связана с усовершенствованием этой трубки, это приводило к повышению качества картинки и к увеличению экранной поверхности. Но с появлением цифрового вещания принцип изменился, теперь кинескоп с лучевой трубкой стал не нужен. В нем используется совершенно другой способ передачи изображения. Оно кодируется и передается с помощью цифровых каналов и через системы интернета.

Биография

Борис Львович Розинг в Петербурге 5 мая 1869 года. Его предки принадлежали к числу европейских ученых, которых Петр I пригласил в Россию для развития науки и техники. Лев Розинг, действительный статский советник, в свободное время занимался созданием точных часов и летательной машины в любительской мастерской на чердаке. Именно отец привил ученому любовь к изобретательству: они подолгу засиживались на чердаке за созданием моделей. Уже в гимназии Борис Розинг интересовался физикой. В 1887 году, окончив гимназию с золотой медалью, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1893 году Розинг поступил на работу в Петербургский технологический институт (ПТИ) в качестве лаборанта. Параллельно со своими исследованиями он вел практические занятия по физике. В 1898 году был избран на должность преподавателя и начал читать лекции по электричеству и электрометрии. Через 9 лет Розинг стал деканом электромеханического факультета ПТИ. После Октябрьской революции ученому с семьей пришлось переехать в более тихий и безопасный Екатеринодар (Краснодар). В 1918 году он активно участвовал в открытии Кубанского политехнического института, первого высшего учебного заведения на Северном Кавказе. Там он занял должность проректора, декана электромеханического факультета. Продолжая работать в Екатринодаре, ученый искал пути для возвращения в родной институт.

В 1920 году Розингу поступило предложение продолжить исследования в США и эмигрировать из России. Он отказался, ответив: «Я русский человек и мозг свой иностранцам продавать не собираюсь». Возможно, если бы он принял другое решение, то его жизнь сложилась бы иначе… Но у истории нет сослагательного наклонения.


Почтовая марка в честь изобретателя электронного ТВ Бориса Розинга

В 1922 году он переехал в Петроград и стал профессором физики Второго Политехнического института. Вернуться в Технологический институт (теперь уже Ленинградский), восстановить лабораторию и продолжить исследования ему удалось только в 1924 году. Там Розинг работал до конца 1930 года.

В декабре 1930 года Розинга задержали по обвинению в финансовой помощи контрреволюционерам. Причиной стало то, что он одолжил по подписному листу небольшую сумму денег нуждавшемуся коллеге-преподавателю, бывшему царскому офицеру, противнику революции. И в феврале 1931 года ученого на три года сослали в Котлас на лесопильный завод без права преподавания и проведения исследований. Более того, ему пришлось самостоятельно искать жилье. Ученый смог позволить себе лишь съёмную койку за занавеской на кухне в квартире, в которой жили еще 12 человек. Розингу не выдавали бесплатные талоны на питание: продукты и деньги ему присылала семья. Жизнь без возможности работать была равносильна смерти. Тогда он начал читать лекции для работников завода в вечернее время.

В 1932 году, благодаря помощи друзей и семьи, Розинга приняли на должность лаборанта в Архангельском Лесотехническом институте (АЛТИ). Там он не мог продолжать свои исследования по улучшению способа передачи изображения, зато приступил к разработке прибора, помогающего ориентироваться слепым, и кардиографа для местной больницы. Его материальное положение оставалось бедственным: цены на аренду комнаты и продукты в Архангельске были существенно выше, чем в Котласе. У Розинга не хватало денег даже на покупку керосина для примуса. Ученому помогал коллега, который приносил ему домашнюю еду. Плохие условия подорвали его здоровье. В последние месяцы он часто болел.

О последних днях жизни Розинга осталось свидетельство квартирной хозяйки Александры Поповой, у которой он снимал комнату. Однажды, возвращаясь после работы, Розинг ехал в трамвае и вез судок с супом. Трамвай резко повернул, и суп вылился на пальто сидевшей рядом женщины. Она устроила скандал, Розинг мог лишь извиняться и пытался очистить запачканную ткань. Это бытовое событие потрясло ученого и сказалось на его состоянии.. Через два дня, 20 апреля 1933 года, он умер от кровоизлияния в мозг. Бориса Розинга похоронили на местном кладбище. Только в 1957 году Бориса Розинга посмертно реабилитировали. Летом 2005 года останки ученого перезахоронили и установили памятник на Вологодском кладбище Архангельска. Прежняя могила находилась на краю кладбища и была частично затоплена.

Виды телевидения

Долгая история развития телевидения привела к тому, что сформировались многочисленные его виды. Во-первых, оно делится на черно-белое и цветное. До 1950 года все телевизоры показывали только черно-белую картинку. Два стандарта цветного телевидения: NTSC и SECAM — действуют во всем мире до сих пор. Также телевидение можно разделить на платное и бесплатное. В каждой стране существует набор каналов, которые может смотреть любой обладатель телевизора. Но также существуют каналы, сигнал которых можно увидеть только за деньги. Формы оплаты могут быть разными, но доля такого телевидения неуклонно держится на цифре 30 % от всего рынка.

По способу передачи сигнала телевидение может делиться на:

  • эфирное, в этом случае телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки, это самый привычный и распространенный способ вещания;
  • кабельное, в этом случае сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору;
  • спутниковое – сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору;
  • интернет-телевидение, в этом случае сигнал передается через Сеть.

По способу кодирования информации телевидение делится на аналоговое и цифровое. Второе отличается более высоким качеством благодаря новейшим стандартам кодирования и передачи.

Телевидение изобрел муромец, а армяне сделали его цветным

У телевидения в этом году — тройной юбилей. 90 лет — со дня получения изображения с помощью электронно-лучевой трубки. Это удалось петербуржцу Борису Розингу. Ровно 70 лет назад появилось советское малострочное электромеханическое телевидение. А 65 лет назад в Англии впервые в мире начали регулярное телевещание по современным электронным стандартам. Глядя сегодня на какой-нибудь крутой в полстены плоскоэкранный «Самсунг», ни за что не подумаешь, что в его электронных жилах течет в основном русская кровь. А ведь даже само слово «телевидение» ввел в оборот инженер из Петербурга Константин Перский. Было это в 1900 году на научной конференции в Париже. Но если крестный папаша доподлинно установлен, фамилии «отца родного» у телевизора нет — придумывали прибор несколько групп инженеров (это вам не радио, где на «отцовство» претендуют лишь двое — наш Попов да итальянец Маркони). Первая телеигра — «Угадай офицера» Москва. Лето 1927 года. В кабинете наркома обороны сидят народный комиссар Климент Ворошилов с легендарным Семеном Буденным и увлеченно… смотрят телевизор. Высокое начальство испытывает чудо военной техники. — В апреле 1963 года маршал Буденный рассказывал мне, удивленному, как в середине 20-х годов смотрел «телевизор», — рассказывает телесценарист Александр Рохлин в книге «Так рождалось дальновидение». — Было это устройство строжайше засекречено и предназначалось для Пограничных войск. Прежде чем отправить его на границу, решено было установить его в кабинете наркома обороны. Нарком пригласил к себе Буденного, и у них началась своеобразная игра. Техник-оператор наводил передающую камеру на посетителя, проходившего по двору наркомата, а они пытались угадать, кого показывают на экране. «Мы так возбудились, — вспоминал маршал, — что на первых порах не узнавали даже хорошо знакомых людей. Но так было только в первые минуты, а потом мы почти безошибочно стали узнавать, кого показывает оператор». Устройство это создал инженер Лев Сергеевич Термен — потомок гугенотов, сбежавших из Франции после Варфоломеевской ночи. Экран «телевизора Термена» был огромный — 150 на 150 см, а экраны западных моделей в это время были не больше спичечного коробка. От этой электромеханической установки оставался один шаг до настоящего электронного ТВ, но… Термена посылают нашим резидентом в США. Там он стал миллионером, общался с Айседорой Дункан и Чарли Чаплином, изобрел первое в мире устройство цветомузыки. Лев Термен вернулся из Штатов на родину в начале войны. Его ждал арест, а уникальную аппаратуру сломали. Потом, уже после лагерей, Термен работал вместе с Королевым и Туполевым… Умер Лев Сергеевич в 1993 году. Телевизор — «дитя» русских эмигрантов «Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевидение там изобрел. Если бы он из страны не уехал, он бы как все на Голгофу взошел!..» Это строчки Булата Окуджавы. Владимир Козьмич Зворыкин изобрел иконоскоп для телекамеры и кинескоп для телеприемника — две незаменимые детали. Родился Владимир Козьмич в Муроме*, воевал на первой мировой, а в 1919-м уехал в Америку — электронное телевидение было его мечтой, а в пылающей послереволюционной России он не видел перспектив для его создания. Зворыкин прожил 92 года, умер в 1982-м и успел запатентовать изобретения даже в области управляемых ракет. Но когда Зворыкину американцы пытались присвоить титул «отца телевидения», он был раздражен: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую! Все остальное — пустая газетная болтовня». А вот тоже «бывший наш» — Дэвид Сарнов, приехавший в Штаты из-под Минска, от громкого титула не отказался. В 1944 году на первом собрании Общества телевизионных вещателей он был назван «отцом телевидения». В 1912-м Сарнов, тогда молодой телеграфист, принял сигналы SOS с тонущего «Титаника». Уже этого было достаточно, чтобы войти в историю. Но предприимчивый инженер пришел на работу в компанию Гульельмо Маркони (того самого, который радио изобретал) и к 1930 году установил контроль над созданной итальянцем «Радио корпорейшн оф Америка» (RCA) и ее дочерней радиосетью NBC! Пригласил к себе Зворыкина и вложил в телеразработки 50 миллионов долларов. И третий из тех, кого американцы считают «отцом-основателем» телевидения, — тоже, не смейтесь, выходец из России. Его зовут Уильям Пейли. Оказавшись в Штатах, он удачно женился на дочери газетного магната Херста и активно включился в бизнес тестя, став основателем компании CBS. Между прочим, и первый видеомагнитофон изобрели на американской , основателем и руководителем которой был русский — Александр Матвеевич Понятов (первые буквы в названии фирмы — его инициалы). Кто же все-таки настоящий «папа» телевидения? Среди «не уехавших» был петербуржский инженер Борис Львович Розинг. Именно он во всем мире считается основоположником электронного ТВ**: Розинг доказал, что для приема сигналов можно использовать катодную электронно-лучевую трубку — ту самую электронику, которая и сейчас лежит в основе телевизионной техники. Нынешний телеэкран — это сплюснутый конец катодной трубки. Именно у Розинга учился Зворыкин. В 1931 году Розинга репрессировали и сослали в Архангельск. Ему с трудом удалось добиться разрешения хотя бы продолжать работу — в Архангельском лесотехническом институте. Профессор по фамилии Покотило носил ему из дому бидончики с супом, чтобы ученый не голодал. Однажды Борис Львович с этими бидончиками ехал домой (а поселился он на улице имени изобретателя радио Александра Попова, и квартирную хозяйку тоже звали Александрой Поповой), трамвай на повороте качнуло, и суп испачкал одежду стоявшей рядом гражданки. «Ездиют тут всякие!» — взвизгнула дама. Изобретатель бросился к ней, старался очистить платье… А дома лег на кровать, отвернулся лицом к стенке и через несколько дней умер. ** Вы уже запутались в изобретателях? Телевидение — штука сложная. Сначала русский физик Александр Столетов доказал, что можно преобразовать свет в электрические сигналы. Потом научились передавать их без проводов. А дальше надо было из этих сигналов снова сделать картинку — вот это и удалось Розингу. Остальное — дело техники, которой занялся Зворыкин. Цветное телевидение придумали армяне! Цветное телевидение пытался изобрести еще в начале века Ованес Адамян! Он родился в Баку, учился в Берлине, в 1907 году получил патент на аппарат двухцветного ТВ (красно-белое изображение передавалось по проводам на 600 км). В передающем аппарате одна газосветовая трубка излучала белый свет, другая — красный. Принцип одновременной передачи цветов используется и сейчас. Но для настоящей цветной картинки нужны три цвета — и Ованес Абгарович придумал трехцветный прибор «эратес» (в переводе с армянского — «дальновидец»), в 1925-м он даже показал несколько опытных передач в Ереване! Правда, цветное телевидение Адамяна было механическим, а не электронным, то есть изображение в нем передавалось с помощью вращающегося диска с прорезями. Регулярное же цветное вещание началось в США в 1953 году. Сегодня телевизоры стоят столько же, сколько и в пору своего рождения Первая массовая модель американского телевизора RCA имела экран 12,5 на 22,5 см и стоила 199 долларов. Правда, в нем не было звука. Рядом требовалось ставить радиоприемник и настраивать его на нужную волну. В начале 50-х появились такие изыски, как телевизоры «Телетон» с круглым экраном или «ящики» с дверцами для экрана (чтоб никто оттуда не подсматривал за хозяином, пока телевизор выключен!). Первых телезвезд гримировали под лягушек В СССР заявку на «радиоглаз», аналогичный зворыкинскому иконоскопу, подал в 1931 году Семен Исидорович Катаев. На два месяца раньше «американца» Зворыкина! Но в превращении телевидения в массовое удовольствие мы от американцев поотстали. Когда в 1938 году начались пробные передачи из телецентра на Шаболовке, в Москве было всего… 30 телевизоров. Скорее всего, первыми телезрителями были сотрудники телецентра и высшее руководство страны. Первые наши электронные телевизоры «ТК-1» точно копировали заокеанские (кстати, и оборудование в Шаболовском телецентре было американским). Но прежде в Москве почти 11 лет (с 1931 по 1941 год) вела передачи студия малострочного механического ТВ. Располагалась она на колокольне церкви Заиконоспасского монастыря на Никольской улице. География не случайна: вещание было рассчитано на обитателей Кремля. Поначалу репертуар был «захватывающим»: портреты руководителей партии и правительства, плакаты и лозунги. Потом уже в студию приглашали известнейших актеров — Москвина, Ильинского, Михоэлса, а во время международного шахматного турнира обладатели телевизоров могли созерцать чемпионов мира Капабланку и Ласкера. Лица выступающих тогда мазали зеленой краской! — Меня этот «лягушачий» грим очень смешил, — вспоминает Александр Рохлин, побывавший в студии на Никольской в 30-е годы. — Хотя малострочное телевидение и было черно-белым, фотоэлементы телекамеры чутко реагировали на сочетания красок. Когда же на точность цветового решения не обращали должного внимания, телекамера жестоко мстила — на экране появлялись какие-то полосы, пятна, на женских лицах «вырастали» бороды, появлялись другие оптические «шутки». Первая реклама – за 9 долларов Первая телереклама стоила всего… $9 (на этом месте нынешним рекламодателям полагается горько заплакать — им за такие деньги разве что кофе нальют в приемной). Целых 10 секунд американские телезрители созерцали на таблице настройки часы . Это было 1 июля 1941 года. Во Франции в 60-е годы запрещалось рекламировать кинофильмы, грампластинки, детские игрушки и любые способы проведения досуга, не говоря уже об алкоголе и сигаретах. Первая зарубежная реклама, которую увидели советские телезрители, — ролик «Пепси-Колы» с Майклом Джексоном. Случилась эта радость в мае 1988 года. Кавалеристы скакали по телерадиомосту «Первая конная» — так называлась одна из первых советских телепередач. Это было нечто среднее между «От всей души» и «Жди меня». Создатели передачи разыскали бывшего адъютанта Буденного, Городовикова, которого все считали погибшим. В середине передачи он неожиданно появился в студии! Передачу одновременно транслировали и по радио — телевизоров тогда, в 39-м, было очень мало. В студии установили микрофоны и поддерживали связь с радиостудиями Ленинграда, Киева, Одессы — там собрались бывшие бойцы Первой Конной, которые делились эмоциями и воспоминаниями. Ни дать ни взять — телемост, как у Познера с Донахью! Кто с СЕКАМом придет, от него и погибнет? Первыми передачами парижской студии телевидения в 30-е годы были номера кабаре и цирка. А после войны эфир здесь открыли спектаклем «Танец в перьях». Советский Союз тоже был верен стереотипам: у нас регулярное электронное вещание открыли 10 марта 1939 года фильмом о XVIII съезде ВКП(б). В 60-е годы мы дружили с Францией — и СССР принял французский стандарт цветного вещания — СЕКАМ. Сейчас этот выбор называют причиной упадка и нашей, и французской телевизионной промышленности — более удобной оказалась немецкая система PAL. Микки Маус спрятался на семь лет Когда началась вторая мировая война, английские власти решили, что телеантенны Би-би-си могут стать ориентирами для немецкой авиации. Компании дали 10 минут, чтобы прекратить передачи. В это время показывали мультфильм про Микки-Мауса, и последним, что услышали зрители, было слова мышонка: «Ну, кажется, всем пора по домам». После этого передач не было 7 лет… Во Франции же во время войны передачи показывали для раненых солдат вермахта, лечившихся в парижских госпиталях. А потом передатчики на Эйфелевой башне аннексировали американские военные. План торговцам сделала английская королева В Великобритании многие семьи приобрели телевизоры для того, чтобы посмотреть прямую трансляцию коронации Елизаветы II. Было это в 1953 году. Видели это событие и во Франции (что считается началом истории Евровидения). За одну июньскую неделю вдохновленные французы купили 5 тысяч телевизоров! А первую прямую трансляцию из Москвы европейцы увидели в 1961 году — это был репортаж о встрече первого космонавта Юрия Гагарина. Надоел телевизор? Езжайте в Бурунди! Статистика подсчитала: самые активные телезрители — японцы. В среднем они проводят перед экраном по 4 часа в сутки. Больше всего телевизоров в Штатах: 812 штук на каждую тысячу американцев. В Сомали, Мали, Бурунди и на Коморских островах на тысячу жителей приходится меньше одного «ящика». Телевидение тоже от Бога? У телевидения есть своя небесная покровительница — святая Клара. Ватикан официально объявил ее «телесвятой» в честь чуда, случившегося с монахиней Кларой в 1252 году. В канун Рождества она заболела и вместо праздничной мессы сидела одиноко в келье. А ей тоже хотелось праздника! И Клара обратилась к Богу с просьбой помочь ей побывать на богослужении. И тут случилось чудо: с разных сторон Клара начала слышать голоса и песнопения, а на стене, напротив изголовья, появились лица ее подруг-монахинь. Что будет с телевизором через пять — десять лет? Уже сейчас люди состоятельные предпочитают приобретать солидные плазменные модели, по размеру напоминающие экран в небольшом сельском клубе. Правда, цена «кусачая» — несколько тысяч долларов. Но пройдет немного времени, и плазменники заметно подешевеют. Кроме того, конкуренцию им составят ТFT-мониторы — то есть жидкокристаллические экраны, которые сегодня используют в ноутбуках. Правда, пока их размерам есть предел — недавно «Самсунг» объявил о выпуске «самого большого «ТFT-экрана» размером 24 дюйма. Стоить он будет около 2,5 тысячи долларов. Но уже разработан 30-дюймовый… В общем, еще немного, и «плазменники» сойдутся по размерам с TFT-матрицами и станут не менее доступными, чем обычные телики. Их главное преимущество — отсутствие опасного электронного излучения, большая цветовая насыщенность и контрастность. А самое главное — экономия места. Под такой экран не надо покупать тумбочку — вешай его хоть на стене, хоть на двери, хоть на потолке. Александр МИЛКУС.

Функции телевидения

Телевидение давно уже стало важным социальным феноменом, у него есть немало значимых функций. Благодаря своему огромному охвату, доступности и убедительности, телевидение является важнейшим средством массовой информации. Именно телевидение является действенным инструментом распространения информации среди большей части населения.

Таким образом, история телевидения кратко может быть описана словом «информирование». Вторая по важности функция – это формирование общественного мнения, не напрасно политики и реклама так стремятся попасть в телевизор, именно этот канал позволяет убедить человека в правильности той или иной точки зрения и воздействовать на его поведение. Также телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию. Оно транслирует культурные нормы и ценности, распространяет общественно одобряемые стандарты, оно передает человеку знания, формирует у него критерии оценки событий и явлений. Телевидение также способно выполнять интегративную функцию, так как может объединять людей в определенные сообщества. Как и все СМИ, телевидение выполняет воспитательную функцию: оно рассказывает о том, что есть добро и зло, задает моральные нормы и ценности. И, конечно же, телевидение выполняет развлекательную функцию, оно помогает человеку расслабиться, получить удовольствие от просмотра телепередачи.

Виды телевизионных передач

Вся история телевидения – это путь поиска новых форматов телевизионных программ. Каналы борются за зрителя и поэтому вынуждены создавать все новые разновидности. Современный телевизионный контент можно разделить на следующие виды:

  • Развлекательные передачи. Телевидение для многих людей является основным средством проведения досуга, поэтому каналы стараются предложить самые разные развлекательные передачи для различных групп зрителей.
  • Информационные передачи. История появления телевидения связана в первую очередь с необходимостью распространять информацию, и до сих пор многие люди включают телевизор для того, чтобы узнать новости и получить дополнительные сведения о явлениях и фактах.
  • Информационно-развлекательные программы. Сочетание двух важнейших функций позволяет заинтересовать большее количество зрителей, и поэтому продюсеры стараются совместить два формата в одном виде программ.
  • Образовательные передачи. Эти передачи направлены на углубление и расширение знаний по каким-либо вопросам. Они предоставляют зрителям полезную информацию, позволяют узнать что-то новое и расширить свой кругозор.
  • Социально-активизирующие передачи. Этот контент направлен на мобилизацию зрителей, вовлечение их в какую-либо общественно значимую деятельность, например, выборы.

Появление и развитие телевещания в мире

В 1928 году начала свою работу первая телевизионная станция. Улисс Санабриа впервые начал передавать изображения и звук по частотам своей радиостанции. Но начать регулярное вещание не было возможности их-за Великой депрессии. Массовая история телевидения с регулярным вещанием начинается в 1934 году в Германии. Немецкая телекомпания RRG впервые в истории вела трансляцию с Берлинской олимпиады по телеканалу. В 1936 году регулярное вещание было установлено в Великобритании. Чуть позже телекомпании возникают в США и СССР.

В 1950 году США впервые вводят новый стандарт цветного телевидения, почти мгновенно эта тенденция была подхвачена во всех развитых странах. В 1967 году Европа и СССР вводят свой стандарт цветного телевидения. Постепенно формируется телевизионная культура, нарабатывается система жанров, создаются архивы программ, появляются профессиональные тележурналисты и ведущие. Во второй половине 20-го века телевидение стало массовым, оно существовало почти в каждом доме Земли.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Служба в армии

Все планы нарушила Первая мировая война. Исследовательскую деятельность и научные занятия приходится приостановить – Владимир возвращается в Россию, чтобы пройти службу в армии.

Сначала Зворыкин служит в Гродно, в телеграфной части, затем переезжает в Петроград. Тут ему присваивают офицерское звание – он работает в офицерской электротехнической школе.

Владимир Зворыкин в период службы в армии

Увлечение Владимира радиотехникой однажды сыграло с ним злую шутку. Во времена службы в офицерской радиошколе, он едва не пошел под суд. Один из его сослуживцев увидел, как Зворыкин проводил свои опыты – просил подчинённых говорить в «какой-то ящик с дыркой». Благодаря тому, что члены комиссии, которая собралась по поводу ЧП, разбирались в радиотехнике, Владимира отпустили, но опыты с младшими по званию проводить запретили.

Во время Первой мировой войны Владимир Зворыкин знакомится с Татьяной Васильевой, студенткой стоматологического училища. В 1915 они устраивают скромную свадьбу. Но семейная жизнь длится всего 3 года – в 1918 Татьяна уезжает в Берлин в эмиграцию, сам же он переезжать отказывается и остается в России.

С женой Татьяной и дочерью Ниной

В то же время он получает назначение военным председателем на завод РОБТиТ, который в то время работал на благо армии, авиации и флота – выпускал беспроволочные радиостанции. Здесь же происходит знакомство Владимира с известным ученым С.М Айзенштейном, который сыграл заметную роль в судьбе будущего изобретателя.

Прошедшая в феврале 1917 года революция сильно изменила планы Владимира. Поскольку он не вступил в армию и не явился по призыву в комиссариат, был выписан ордер на его арест. Чтобы не подвергать себя опасности, он спешно уезжает из Москвы, через Нижний Новгород добирается до Перми, следуя в Омск. В Екатеринбурге его арестовывают, но в это время в город входят чехословацкие войска и освобождают его.

Зворыкина отправляют в деловую поездку в США, но выехать из Омска можно только через север по воде. В составе научной экспедиции он более месяца на пароходе добирается сначала до Архангельска, потом через Норвегию, Англию в США. В пункт назначения он прибывает только в конце 1919 года. Назад он возвращается через Японию, затем из Владивостока в Омск – почти кругосветка!

Приход телевидения в Россию

История развития телевидения в России начинается с запозданием по сравнению с остальными развитыми странами. Этому помешала Вторая мировая война, которая поставила другие, более актуальные, задачи перед государством. Регулярное вещание начинается в 1931 году, когда запускается транслятор на средних волнах. Сначала его принимают лишь 30 механических телевизоров, позже русские мастера начинают изготавливать самодельные приемники. В 1933 году начинается выпуск приставок к радиоприемнику «Б-2» для приема отечественного телесигнала. В 1949 году начинается серийный выпуск отечественных телевизоров КВН. В 1951 году создается Центральное телевидение Гостелерадио СССР. В 1959 году проводятся эксперименты по запуску цветного вещания. В 1965 году СССР запускает первый спутник, который позволяет транслировать телевизионный сигнал на всю территорию страны.

Советское телевидение

Массовая история телевидения в России начинается в 1951 году, когда начинает работать центральная студия. Советская власть со всей серьезностью отнеслась к созданию телекомпании, понимая ее гигантские возможности по воздействию на умы населения страны. Поэтому к организации работы студии правительство подошло основательно, в ней открыли несколько тематических редакций: общественно-политическую, для детей и молодежи, музыкальную, литературно-драматическую. Через год появилась Ленинградская студия телевидения. Обе телестудии подчиняются Министерству культуры СССР.

До 1965 года вещание велось только в Москве и Ленинграде. Во второй половине 50-х годов появляются телевизионные студии во многих регионах, они снимали сюжеты для центральной студии. В конце 60-х годов вещание начинает распространяться на европейскую территорию, а с 1965 года — на всю страну. Постепенно появляются новые редакции: «Последние известия», «Первая программа», «Московская программа», «Образовательная программа» и т. д. Расширяется время вещания, со временем появляются новые каналы. Происходит разделение по цифрам, на первой цифре вещает Центральная студия, на второй идут местные программы. В начале 80-х годов появляются республиканские телестудии. Центральное телевидение начинает запускать несколько дублей для разных регионов.

Годы Второй мировой войны

Уже к середине 30-х годов прошлого века стало понятно, что мир неминуемо ждет война. Все мысли руководства Соединенных Штатов были сосредоточены на расширении армии, поэтому о телевидении временно забыли. Но не забыл сам Зворыкин. Отложив «на потом» воплощение своих задумок, он разрабатывает первый в мире прибор ночного видения, который сразу же находит применение в военных целях. Также ученый создает контролируемую авиабомбу, оснащенную иконостопом – в процессе полета видео транслируется на прибор, за которым сидит оператор.

Для тех лет это был настоящий прорыв. Такие инновационные технологии, применяемые в военной сфере, позволили США получить несколько преимуществ. Стало понятно, что разработки ученого могут пригодиться в разных областях.

Все годы жизни в США Зворыкин не терял связь с родиной и не оставлял мысли когда-либо посетить Советский Союз, особенно, побывать в городе детства. Со временем большевики закрыли глаза на то, что Владимир сбежал в Америку и сотрудничал с «белыми».

А как только в СССР начинает делать первые шаги индустриализация, руководство страны вспоминает о физике и его разработках. RCA заключает договор с Народным комиссариатом электропромышленности, заодно поднимая цены на свою продукцию. Благодаря этому первый телевизор советского производство «ВК» был основан именно на разработках Зворыкина. А уже в 1938 году в столице строят первую передающую станцию.

Всю Вторую мировую войну Зворыкин занимается военными технологиями. За это ему было присвоено звание полковника американской армии. Кроме прибора ночного видения он разработал и воплотил в жизнь подсветки для автомобилей, инфракрасные прицелы, системы теленаведения ракет и многое другое.

Владимир Зворыкин (в центре) на праздновании своего 50-летия в загородном доме в Тонтон Лейкс. 1939 год

Параллельно Зворыкин работает над медицинскими технологиями. Его «перу» принадлежит электронный сканирующий микроскоп – первый в мире, позволяющий увидеть не только внутренности предмета, но и детально рассмотреть его поверхность. Уже после войны, в пятидесятых годах, он создаёт прибор эндорадиозондирования – маленькую капсулу, которая после проглатывания проходит по пищеварительному тракту и позволяет врачу точно поставить диагноз, а пациенту испытывать меньше дискомфорта.

В. Зворыкин и Дж. Хильер с одной из первых конструкций электронного микроскопа. Принстон, 1942 год

Новое телевидение России

С перестройкой меняются подходы к работе телевидения, появляется возможность организации независимых телекомпаний. История создания телевидения нового формата начинается с возникновения теле. Ее организуют молодые журналисты В. Листьев, А. Любимов, А. Разбаш, Д. Захаров. Телекомпания начинает создавать различные продукты и продает их новым телевещательным компаниям. В 1989 году начинается акционирование существующих телестудий, появляются новые организации: «Останкино», ВГТРК, «Петербург — 5 канал». Между ними распределяются основные частоты, небольшие телекомпании начинают снимать для них различные программы. В 1996 году начинается бурный рост новых телекомпаний самого разного масштаба, от крупных, например НТВ и Рен-ТВ, до самых маленьких, городского уровня. Такое разнообразие приводит к тому, что в эфире появляется много программ самого разного вида: от политических до развлекательных. В стране растет количество телевизионных профессионалов, телевидение становится экономически выгодной сферой деятельности.

С 2006 года начинается четкое разделение на государственное и коммерческое телевидение, между которыми идет интенсивная конкурентная борьба за зрителя. Сегодня в России действует около 3200 телекомпаний, которые создают продукт для всех групп зрителей.

Иконостоп: с чего начиналось изобретение телевидения

Несколько месяцев проходит в напряженной работе. Зворыкин изготавливает полностью электронную систему телевидения, которая представляет собой передающую трубку. Она запатентована в конце 1938 года, на неё выдан патент под номером 2141059.

От других, более ранних изобретений, детище Зворыкина отличается реализацией принципа накопления зарядов, которые получают чёрные точечные фотоэлементы. Это повышает восприимчивость устройства к свету. Сам ученый назвал его «иконоскоп». Но с иконами и с религией в целом оно не имеет ничего общего – название было образовано от греческих слов, которые буквально обозначают «видеть изображение».

В руках изобретателя «иконоскоп»

Конечно, при современном уровне телевидения тогдашнее изобретение казалось детской игрушкой – изображение было очень невысокого качества. Но, главное, Зворыкин открыл принципиально новую возможность совсем по-другому передавать сигнал, чего до него никто не смог сделать.

Свою разработку он долго совершенствовал – она прошла несколько стадий от первого образца иконоскопа до современного кинескопа. Попутно были решены некоторые технологические проблемы, например, повышена фоточувствительность структуры.

После доработок Владимир Зворыкин продемонстрировал своё изобретение руководству «Вестингауза». Однако генеральный директор фирмы не оценил её по достоинству и приказал все работы в этой области прекратить, а самому – «заняться полезным делом».

Последующая разработка фотоэлементов, которые использовались для аппаратуры набиравшего тогда обороты звукового кино, принесла Зворыкину известность во всем штате и особенно в Питтсбурге. О нём много писали местные газеты, в одной из них он блеснул на главной странице.

Занимаясь поручениями руководства, Владимир не оставлял идеи наконец-то создать устройство, которое было бы пригодно для практического применения в созданной им системе в целях телевещания. Во время исследований он учитывал и коммерческую составляющую кампании – его целью было создание такого устройства, которое бы активно покупали, и которое бы смогло принести доход.

Коммерческое телевидение в России

История российского телевидения повторяет историю всей страны. Поэтому, когда СССР распался и возникает государство с новыми экономическими и политическими принципами, телевидение вынуждено также изменяться. Так, появляется коммерческое телевидение, которое, кроме перечисленных ранее функций, преследует цель извлечения экономической прибыли. Коммерциализация телевидения приводит к появлению рекламы, которая и является источником финансов. Также возникает сегмент платного телевидения, к которому относят кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.

В России этот процесс идет чрезвычайно медленно, большая часть населения не готова платить за телевизионный продукт, а коммерческие каналы не могут предлагать много уникального контента, который бы составил конкуренцию бесплатному телевидению. Дополнительную сложность развитию платного телевидения принес интернет, в котором россияне бесплатно могут получить почти любую информацию. Однако можно увидеть, что постепенно жители России привыкают к таким услугам, как кабельное и спутниковое телевидение, которое за небольшую сумму приносит в дом большое количество каналов.

С большим трудом, но формируется и чисто коммерческое телевидение, которое существует только за счет продажи своего телепродукта. Таким примером является, например, независимая теле, которая существует за счет продажи подписки на свой канал и привлекает зрителей уникальными авторскими программами. История создания телевидения на платной основе на Западе имеет гораздо более успешную историю. В России, однако, пока коммерческое телевидение старается существовать за счет рекламодателей, привлекая большое количество зрителей на бесплатной основе.

Цифровое телевидение

Вся история телевидения связана с развитием технического прогресса. Он влияет на изменение технологии передачи изображения и обусловливает появление новых видов телевидения. Так, с возникновением цифровых технологий появляется и соответствующее телевидение. Существует несколько вариантов передачи цифрового сигнала: кабельное, спутниковое и эфирное. Новейшие технологии позволяют телеприемникам со специальным декодером принимать наравне с аналоговым и цифровой сигнал. Цифровая технология позволяет быстро на любые расстояния транслировать изображение высокой четкости. В зависимости от типа кодировки существует несколько мировых стандартов: европейский, японский и американский. Главные преимущества цифрового телевидения перед аналоговым заключаются в следующем:

  • уменьшение помех при передаче сигнала;
  • увеличение передаваемых программ в одном частотном диапазоне;
  • повышение качества передаваемого изображения и звука;
  • возможность интерактивного взаимодействия со зрителем, он может выбирать время просмотра, пересматривать программы, заказывать определенный контент;
  • возможность передачи дополнительной информации, кроме телевизионных программ.

Сегодня во всем мире быстро идет замена аналоговых передатчиков на цифровые. В России также принята программа замены аналогового вещания на цифровое, уже сегодня все основные каналы передают два вида сигналов, но постепенно будет уменьшаться количество аналоговых каналов. Со временем, когда все зрители заменят телеприемники в своих домах на современные, аналоговое телевидение сойдет на нет.

Современные тенденции развития телевидения в мире

С развитием интернета история развития телевидения меняет свой вектор. Сегодня каждая крупная телекомпания создает электронную версию канала, где можно увидеть телепередачи, оставить комментарии, сделать какие-то заявки. Телевидение меняет модель взаимодействия со зрителями, теперь каналы постоянно стремятся вовлекать зрителей в коммуникацию. И очевидно, эта тенденция будет только развиваться. Зрители уже имеют возможность оставлять комментарии, голосовать, задавать вопросы героям программ. Видимо, в скором будущем утратит актуальность сетка вещания, каждый зритель будет формировать свою сетку по запросу. Современный зритель все больше становится потребителем, и его интересы и дальше будут определять форму подачи информации на телевидении. Тенденция интеграции телевидения с электронными СМИ будет, видимо, только нарастать. Телевизор станет не только приемником телеконтента, но и многофункциональным устройством.

Перспективы развития телевидения в России

Современная история отечественного телевидения движется в том же направлении, что и общемировая. В 2004 году в России впервые был осуществлен доступ к оптико-волоконному способу передачи телевизионного сигнала. Так открылась новая эра интернет-телевидения. Сегодня телекомпании испытывают сильное давление электронных СМИ, которые привлекают зрителей, особенно молодого возраста. Поэтому очевидно, что история телевидения в России будет развиваться в соперничестве и сотрудничестве с интернетом. Сегодня 99 % домохозяйств охвачены телевещанием, но намечается тренд отказа от телевизоров, особенно в молодых семьях столичного региона. Видимо, существующее многообразие телекомпаний немного снизится за счет перекочевавших в интернет, будет усиливаться специализация компаний, интенсивнее станет разделение на вещательные и производящие компании.

Эмиграция в США

По возвращении в Россию он получает новое задание, также связанное с поездкой в США. Удачно добравшись до Штатов, Зворыкин остаётся здесь навсегда. На первых порах в Нью-Йорке ему помогает Б. А. Бахметьев – русский посол.

На первых порах в Америке Зворыкину пришлось нелегко. Он практически не владел английским языком, никаких рекомендаций не имел, да и на родине не отличился так, чтобы получить известность в далеких странах.

В России тем временем ликвидировано Временное правительство, но власть большевиков в США по-прежнему не признана. Благодаря Бахметьеву, который в это время руководит закупочной комиссией, Владимира зачисляют в штат. Основной его задачей становится ведение бухгалтерских расчетов, рассылка писем с предложением услуг, также он занимается радиоэлектроникой.

Спустя некоторое время приходит ответ от , в которой ему предлагают работу в одной из исследовательских лабораторий в Питтсбурге, куда он и переезжает. Оклад здесь в два раза меньше, чем в закупочной комиссии, но желание развиваться в своей специальности так велико, что Зворыкин закрывает глаза на эти небольшие мелочи.

В лаборатории

Конечно, воплощать в жизнь задумки по созданию телепередающих устройств в лаборатории «Вестингауз» сразу не получается. Первый год Владимир трудится над совершенствованием технологии по производству приемно-усилительных ламп. Видя, что собственными исследованиями заниматься здесь не получится, вскоре он переходит в менее известную фирму, но зато с большей зарплатой. Однако в 1923 году он снова возвращается в «Вестингауз», но уже с условием, что сможет реализовать свою идею создания электронного телевидения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]