Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка (часть 2)


Расстояние и давление

Итак, согласно стандартам мы должны получить звуковое давление 85 дБ (105 в пике) без искажений по всей полосе частот. Звуковое давление на расстоянии 1 метр от АС при подаче на колонку 1 Ватта мощности — это «чувствительность», ее практически всегда указывают в паспортных данных продукта. Далее вычисляем максимальное звуковое давление в точке прослушивания — каждое удвоение мощности даст нам +3 дБ звукового давления, а каждое удвоение дистанции — спад –6 дБ.


Запись саундтрека к мультфильму «Как приручить дракона 2» в лондонской студии Abbey Road

Возьмем, например, наиболее распространенную акустику для музыки с типовой чувствительностью в 91 дБ. На расстоянии 4 метра из-за спада в –12 дБ нужно компенсировать потери дополнительным усилением в размере 105–(91–12) = 26 дБ. Это примерно соответствует усилителю мощностью 500 Вт. Не всякие колонки готовы выдержать такую мощность.

Однако это еще не все, основная проблема в том, что в спецификациях АС параметры мощности указывают из расчета сигнала с частотой 1000 Гц и, значительно реже, в розовом шуме. Поэтому при выборе АС лучше иметь запас по максимальному давлению в 3–6 дБ.

Есть пара способов увеличить звуковое давление. Можно разместить АС в плоскости стены, тогда мы получим дополнительно 5–6 дБ на частотах ниже ~300 Гц. Или применить активный мультиампинг, когда пассивные фильтры кроссоверов исключаются из системы и вместо них используются активные электронные (чаще цифровые) кроссоверы для усилителей мощности. При этом полосные усилители подключаются напрямую каждый к своему динамику, что помогает получить большее звуковое давление и лучшее качество.

Подбор домашнего кинотеатра: выбираем источник сигнала

Далее стоит переходить непосредственно к источнику сигнала. Определитесь, что будет выступать в этом качестве.

Ценители видеоновинок, соответственно, выдвинут свои требования к кабельному или эфирному ТВ, проигрывателям DVD и Blu-ray или сразу медиаплееру, что более разумно с учетом быстрого устаревания видеоформатов. Поклонники стриминговой музыки или онлайн-игр – свои требования. Помимо самого источника сигнала – высокоскоростного Интернета за счет соответствующих характеристик роутера — последним может понадобиться UPnP-сервер.

Какую акустику для кино покупать

В отличие от музыкальной акустики, где слушателям может нравиться некоторая окраска звука, в кинотеатральных системах такой подход недопустим. Кино требует от колонок минимальных искажений, отсутствие послезвучий и высокого звукового давления. Поэтому в ДК не стоит применять ламповое усиление и аудиофильскую акустику с «особенным» звучанием. В кинотеатре нужно обеспечить минимальное количество комнатных переотражений, поэтому для него лучше других подходят колонки с узкой диаграммой и такие, где свойства направленности мало зависят от частоты. Как многим известно, подобные характеристики у АС рупорного типа, причем с рупором т.н. «постоянной направленности».


Запись саундтрека к фильму «Звездные Войны: Пробуждение силы» в студии MGM, Калифорния

Могу сказать, что самым удачным считается эллиптический рупор с направленностью 60х90 градусов. Дальше можно рассматривать обычные колонки с купольными и коническими диффузорами, а вот разных типов «панельной» акустики (электростаты, ленточная, АМТ и прочие) лучше избегать, даже если они применяются только в высокочастотном звене — у них бывает очень неравномерная направленность и проблемы с перегрузочной способностью на НЧ. Диполи и всенаправленные типы АС для кинотеатров не подходят за исключением специальных настенных моделей (т.н. «сурраунды»).

Из типов оформления на первое место я поставлю фазоинвертор низкой эффективности (площадь портов менее ~15% от площади НЧ-диффузора), а на второе — закрытый ящик. Такие типы, как «лабиринты», TDL, обратные рупоры и т.п., где тыловое излучение практически полностью выводится наружу с задержкой — для ДК не подходят, как и варианты открытых оформлений.

Вопросы комфорта

Алгоритм того, как собрать домашний кинотеатр, мы изложили. Но для получения максимальных эмоций и полного эффекта вовлечения необходима комфортная обстановка для просмотра. В ее основе лежат два фактора – комфорт управления и удобное положение тела зрителя.

Первый фактор достигается задействованием минимального количества пультов управления. Комплекс домашнего кинотеатра включает очень много устройств. И управлять ими желательно с одного программируемого пульта дистанционного управления либо с привычного смартфона, который итак всегда под рукой, при помощи соответствующего приложения.

Желанный релакс и комфортный просмотр обеспечивает специализированная дизайнерская мебель. Диваны и кресла (отдельные модели — с широкой гаммой пользовательских настроек или аксессуаров) помогут провести многие часы просмотра контента без неприятных физиологических ощущений. А кронштейны, фирменные стойки, полки и тумбы обеспечат оптимальное положение акустики и других компонентов «хоум синема» относительно зрителей и слушателей. При этом они же позволят обеспечить гармоничную интеграцию оборудования в интерьер и высокую эргономику ее эксплуатации.

Размещение акустики в комнате

Естественно, в кинозвуке есть стандарты по размещению АС — в частности, указывается угол относительно места слушателя, и по возможности, этих стандартов надо придерживаться, чтобы получить звук «как задумал режиссер».

На картинке выше нарисована схема расположения динамиков в одном из самых распространенных форматов 7.1: три фронтальных канала, два боковых, два тыловых и сабвуфер (его расположение не нормируется, поскольку считается, что человеческий слух не способен определить положение источника на такой низкой частоте звука). Если строить ДК в наиболее распространенном формате кадра 2.40:1 с рекомендованным углом просмотра 35-55 градусов, то, как видно на изображении, фронтальные каналы могут находиться либо в формате экрана, либо — центральный канал за экраном, а боковые по краям полотна. И это будет лучший вариант. Прежде всего, потому что боковые каналы следует раздвигать до максимального значения в стандарте ±30 градусов. Тогда получится равномерная панорама между фронтальными и боковыми спикерами, а центральный канал окажется перед экраном, что позволит избежать потерь в звукопрозрачном полотне (высокие частоты поглощаются на 1-6 дБ — тканный вариант, и до 12 дБ — перфорированный).

Позволю себе замечание насчет расположения центрального канала. Ставить его под экраном на полу, как можно часто увидеть, — очень грубая ошибка. Так мы получим сильное переотражение звука от пола, которое снизит разборчивость диалогов и даст легко определяемое направление на источник звука, абсолютно не совпадающие с тем, что происходит на экране. По этой причине «законное» положение центрального канала таково — излучатель должен находиться на высоте 5/8 от нижней части экрана. На такой же высоте располагают фронтальные LR-каналы и сурраунд (для форматов 5.1 и 7.1).


Запись саундтрека к фильму «Жизнь Пи» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Хочу заметить, что новые форматы 3D-звука, как Dolby Atmos, DTS:X, Aura 3D — все они имеют разные карты стандартного расположения АС. И что же тогда делать, если вы строите «самый лучший» ДК? Выход могут предложить звуковые процессоры, как, например Trinnov Altitude 32 с его функцией 3D Remapping, которая виртуально «переставит» АС на свои места в полном соответствии с воспроизводимым стандартом. На сегодня пока это единственный аппарат, который обещает подобные виртуальные «перестановки» на одном наборе АС.

Тест Ladies для ручной настройки телевизионной панели

Перед началом работы нужно скачать изображения в соответствующем разрешении. Имеются наборы для:

  • 4К-экранов;
  • Full HD дисплеев.

Далее выключаются автоматические фильтры, если они задействованы. Носитель подключается к телевизору или кинотеатру. Производятся ручные регулировки по каждому из 5-ти параметров. Они ниже.

Границы и формат изображения

Критерий оценки этого параметра очень прост: стрелки по краям картинки должны быть полностью видны.

Вершины этих стрелок совмещены с краями картинок, поэтому вы сразу увидите, если экран обрезает изображение по одной из сторон.

Границы и формат изображения

Второй момент – соотношение сторон.

По лицам и предметам неправильной формы сложно определить, вытягивается или сжимается картинка. Но с помощью настроечных сеток всё видно сразу.

Соотношение сторон

Подстраивается параметр развёртки, частые названия в меню:

  • Overscan;
  • Pixel-to-Pixel;
  • Just Scan,
  • Original,
  • Full Pixel.

Уровень яркости

В нижней части расположены полосы с прямоугольниками, внутри каждого из которых есть квадраты, отличающиеся по тону. Сверху – две полосы, в которых представлены 32 тона серого цвета. В норме границы каждого из них должны быть хорошо различимы.

Соответственно, если вы не видите квадратов на чёрных прямоугольниках внизу или в каком-либо из участков сверху, прямоугольники сливаются, значит, нужно увеличить яркость.

Если аналогичная ситуация происходит с белым цветом, то яркость нужно убавить.

Уровень яркости низкий

Уровень яркости высокий

Уровень контрастности

Оценку нормы для показателя контраста необходимо проводить по тем же шкалам с градациями серого на полосах вверху и внизу.

Так будет выглядеть низкий уровень контраста – квадраты не сливаются, но изображение явно ухудшается.

Уровень контраста низкий

А так будет при высоком уровне контраста.

Уровень контраста высокий

Цветовая коррекция

Вся палитра цветов представлена в нижней части. При правильном балансе на фоне цветных прямоугольников должны быть видны немного отличающиеся по тону квадраты.

При неправильном балансе их видно не будет.

Цветовой баланс

Четкость изображения

Последний шаг – удостовериться, что пересекающиеся линии в этих областях видны четко, без ореола и какой-либо тени.

Чёткость изображения

Если тень есть – нужно изменить уровень чёткости. Дополнительным маркером на этот случай станут лица девушек.

Ошибки расстановки акустики

Итак, затрону основные ошибки при размещении АС и возможные методы их исправления.

1. Нет возможности применить звукопрозрачный экран. В таких случаях можно разместить колонку центрального канала над экраном. Еще один вариант — активировать функцию центрального виртуального канала, которая есть у некоторых проекторов. Так может получиться даже лучше, чем ставить поверх полотна.

2. Размещение боковых каналов слишком близко к зрителю (помещение вытянутой формы). В таком случае, когда в одном ряду сядут несколько зрителей, станет невозможно обеспечить баланс звука от боковых каналов для всех зрителей, кроме центрального. Единственный способ решения этой проблемы — поднять боковые каналы выше, усреднив, таким образом, расстояние до зрителей.


Запись саундтрека к фильму «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

3. Зрительские места размещены вплотную к стене. Вообще, такой расстановки кресел лучше избегать сразу, она в корне неверна. Но если другого выхода нет, единственный способ что-то улучшить — применить дипольный тип АС на тыловой стене над зрителями.

4. Применение недорогих потолочных маломощных динамиков. Часто их размещают немного в стороне от зрителя, и если добавить высоту потолка, то итоговая дистанция от динамиков до зрителя превысит те самые пороговые 4 метра, о который я писал в начале статьи. Частично эту ситуацию может исправить процессор, но до конца «излечить» ее не получится, это компромиссное решение.

5. Все АС необходимо направить в центр зрительской зоны, а точнее на VIP-место. Этим правилом часто пренебрегают и ставят колонки параллельно стенам комнаты. В итоге получают повышенную неравномерность и сильные отражения от стен помещения.

6. Чрезмерное расширение зоны просмотра. Помните, точные поканальные задержки можно сделать только для одной точки (зрительского места) в зале, поэтому зрителей нужно «рассаживать» максимально компактно.

7. Расположение АС в формате 5.1, когда есть возможность ставить 7.1, я также считаю ошибкой. В формате 5.1 всегда заметен провал во фронтально-боковой панораме, а применение двух дополнительных АС и пары каналов усиления ненамного удорожает смету.

8. Использование одного сабвуфера. С одним низкочастотником в системе практически невозможно получить равномерное звуковое давление по всей зрительской зоне. Для иллюстрации ниже приведу график измерения одной системы в помещении 60 кв.м. в зоне примерно 3х2 метра. Обратите внимание, что неравномерность на низких частотах достигает 30 дБ в зависимости от места замера.


Два ряда, пара мест в первом ряду и три места во втором размечены по центру зала 50 кв.м. в позиции примерно 3\4 по длине зала. Хорошо видно, что неравномерность на некоторых частотах достигает более 30 дБ

По этим причинам в домашних кинотеатрах высокого класса ставят больше одного саба. Оптимальное число — 4, а минимальное — 2. При этом пару сабвуферов ставят по центрам противоположных стен, а если взять четыре низкочастотника, то и способов будет побольше (исследование Harman).

При таком размещении сабов достигается равномерное низкочастотное покрытие всей зрительской зоны, но нужно обязательно применять параметрические эквалайзеры для выравнивания нескольких пиков звукового давления. Сначала для каждого из сабов в настройках устанавливают задержку, которая компенсирует разницу в дистанциях низкочастотников до центра зрительской зоны, а дальше эквалайзером выравнивают его отклик, а затем применяют фильтр еще и в общем LF-канале. Это очень сложная задача, но более простого пути нет. Несколько ее облегчить призваны многоканальные аудиопроцессоры, но помните, что выбирать модель нужно с достаточным числом каналов, ведь каждый сабвуфер заберет себе по одному. Хотя можно снизить количество каналов при небольшой потере качества, если выводить один канал на пару сабвуферов.

Телевизор или проектор?

Этот выбор является вторым шагом для потенциального покупателя комплекса домашнего кинотеатра. Он, как правило, совершается исходя из бюджета проекта, амбиций и требований потенциального покупателя.

Если Вы хотите получить полномасштабный «хоум синема» с полным погружением в происходящее и не намерены экономить каждую копейку на своем желании, тогда стоит предпочесть проекторы. Их выбор и разброс цен весьма велик. Но все они позволяют обеспечить экран с диагональю, которая при схожей стоимости недостижима для телевизоров. С другой стороны, для проекционной системы понадобится организовать качественное затемнение и подбирать дуэт «проектор-экран» исходя из условий эксплуатации. Соответственно, подберите плотные шторы, которые будут плотно закрывать окно при ручном или автоматическом закрытии.

Если расстояние до стены довольно невелико или бюджет ограничен не особо большими цифрами, стоит сделать выбор в пользу той или иной модели телевизоров. Помимо диагонали и разрешения (сейчас 4К и HDR становятся доступнее с каждым годом), стоит отдельное внимание обращать на технологию, которая реализована в конкретном кандидате на приобретение. В частности, выбирать между LED и OLED-технологиями. Первая является более универсальной и доступной. Вторая же обеспечивает более высокий контраст, что сказывается на качестве восприятия видеоконтента.

Усиление и кабели

Для домашнего кинотеатра всегда предпочтительнее мощное «токовое» усиление класса AB. Однако для больших проектов лучше брать импульсные усилители, поскольку они имеют значительно меньшее тепловыделение в режиме холостого хода — порядка 5-8%, что в схеме ДК с общей потребляемой мощностью 5-10 кВт меньше киловатта. В свою очередь, аналоговое усиление в холостом режиме будет потреблять порядка 3 кВт. К тому же, хорошие аналоговые усилители мощностью более 300 Вт на канал очень дорогие, а способных выдать 500 – 1000 Вт на рынке и вообще представлено совсем немного — выбирать не из чего. Тогда как качеством звучания современные импульсные усилители уже ничем не уступают лучшим образцам аналогового усиления.


Запись саундтрека к фильму «Крепкий орешек 5: Хороший день, чтобы умереть» в студии The Newman Scoring Stage, г. Лос-Анджелес

Помимо рядовых проблем акустических кабелей с недостаточным их сечением и ограничением тока, есть и еще одна, о которой следует напомнить строителям домашнего кинотеатра — это скин-эффект. Этот «эффект» приводит к задержке низкочастотной составляющей сигнала и хорошо известен в стереосистемах. Там для борьбы используют плоские кабели, коаксиальные конструкции, набор тонких проводников с изоляцией (литцендрат) и т.д. Но в случае с кино, решить эту проблему проще. Как правило, в ДК используется частотное деление на 80 Гц (ниже работают сабвуферы), поэтому последствия скин-эффекта легко корректируются задержками в основных каналах относительно канала НЧ-эффектов.

Часть 1: Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

Ищем лучший ресивер

Комплект домашнего кинотеатра не будет полноценным без хорошего AV-ресивера. Осуществляемая им обработка аудиосигналов от цифрового источника обеспечивает их преобразование в многоканальный звук. Частотная коррекция и корректировка времени задержки, что обеспечивает пространственные эффекты при трансляции звука на различные колонки, также обеспечивается этим аппаратом.

Соответственно, у выбираемой модели такого оборудования должно быть не менее 7 выходов для подключения акустики (меньше на сегодняшний момент уже не имеет смысла). Кроме того, он должен поддерживать максимально возможное число актуальных форматов звучания, обладать достаточной выходной мощностью на каждый канал и поддерживать 4К.

Подключение акустической системы

Теперь необходимо подключить акустическую систему. Для хорошего звука необходимо пять колонок. Месторасположение центра и фронтальной пары должно соответствовать линии, очерчивающую виртуальную окружность, чей радиус равен расстоянию «слушатель – центральная AC», основная и фронтальные AC устанавливаются на одинаковом расстоянии от слушателя». Сабвуфер настраивают специальным образом, в этом месте все зависит от навыков и предпочтений настраивающего.

Модельный ряд

Рассмотрим популярные модели домашних кинотеатров Samsung.

HT-J5530K

Одна из самых востребованных моделей от компании Samsung, которая позволяет работать практически со всеми устройствами и воспринимает большую часть существующих в наши дни носителей. Из интерфейсов присутствует Bluetooth. Мощность колонок составляет 165 Вт, сабвуфера — порядка 170 Вт.

Пользователи выделяют высокое качество изображения и звучания, простоту настройки, функциональность оборудования и наличие пары выходов для микрофона.

Из минусов можно отметить не самое легкое подключение к колонкам, а также неудобный пульт ДУ. Кроме того, в комплекте отсутствуют микрофон и провода — их необходимо покупать самостоятельно.

Пластмасса, из которой собирается эта аппаратура, имеет не самое высокое качество, что существенно сокращает период использования техники. Стоимость в магазинах начинается от 20 тыс. руб.

HT-J4550K

В комплект этого домашнего кинотеатра входят акустические системы серии 5.1, из интерфейсов можно выделить Bluetooth, USB, а также Wi-Fi. Поддерживает практически все форматы и носители. Фронтальные и тыловые колонки имеют мощность 80 Вт, мощность сабвуфера —100 Вт.

К несомненным достоинствам оборудования относят возможность чтения самых разных форматов, а также высокое качество аудио- и видеоряда. Домашний кинотеатр имеет стильный и лаконичный дизайн, его отличает высокое качество сборки. Для максимально комфортного использования предоставляется возможность прослушивания музыки с мобильного телефона через Bluetooth.

В то же время этот домашний кинотеатр имеет неудобное меню и довольно слабый сабвуфер, который не позволяет слушать музыку в максимально высоком качестве. Подключение колонок возможно исключительно через провода. Ценник в магазинах начинается от 17 тыс. руб.

HT-J5550K

В комплект входит акустическая система серии 5.1. Интерфейс включает USB, Wi-Fi, интернет, а также Bluetooth. Основные параметры мощности колонок соответствуют 165 Вт, сабвуфера – составляют 170 Вт.

К плюсам техники относят оптимальное соотношение цена – качество, а также стильный современный дизайн системы. Кинотеатр поддерживает многофункциональность своего использования.

В то же время здесь отсутствуют провода, необходимые для подключения к телевизору, а кабель соединения слишком короткий. Кроме того, некоторые пользователи отмечают, что при прослушивании на негромком режиме из колонок доносятся неприятные шумы.

Это довольно дорогой домашний кинотеатр, который стоит более 27 тыс. руб

HT-J4500

Это лучшее оборудование, которое поддерживает практически все существующие медиаформаты и носители. Мощность тыловых и фронтальных колонок составляет 80 Вт, этот же параметр у сабвуфера соответствует 100 Вт. Бонусами являются наличие радио, напольная акустика и высокая технологичность платы питания.

Из недостатков можно отметить легкие погрешности в звучании, а также отсутствие опции караоке.

Цена за оборудование составляет порядка 30 тыс. руб.

Что учесть при установке

В процессе установки домашнего кинотеатра важно изучить вопрос, контент какого масштаба на нем можно воспроизводить и выбрать помещение от 15 кв. метров.

Также следует учесть некоторые особенности:

  • возможность сопряжения новой и существующей в доме техники, для этого изучаются цифровые и аналоговые интерфейсы;
  • при нехватке денег необходимо изначально приобретать домашний кинотеатр, а не плазменную панель, и проверить его в действии существующим в квартире монитором, через разъем SCART;
  • обратите внимание на центральный громкоговоритель, он отвечает не только за воспроизведение речи, но и за глубину передней панорамы. Кроме этого данное устройство способно воспроизводить SACD и DVD-Audio, обладающие широким частотным и динамичным диапазоном. По своему строению данный канал остается неизменным – горизонтально ориентированная колонка с твитером в центре и по бокам с низкочастотниками;
  • правильное расположение фронтальных громкоговорителей обеспечивает полное восприятие звука в качестве, без искаженного отражения от отражающих поверхностей в комнате;
  • из всех громкоговорителей сабвуфер является самым проблематичным к расположению громкоговорителем, так как его качество звучания зависит от самих слушателей, размера и обустройства помещения, а также от его расположения.

Совет: сабвуфер установите с учетом расстояния между мебелью и его положения относительно угла комнаты, это поможет получить глубину басов с гладкой частотной характеристикой.

Воспроизводящее устройство

Воспроизводящее устройство – это источник информационного сигнала. В качестве него могут использоваться, например:

  • DVD-плеер;
  • старый видеомагнитофон;
  • HD-проигрыватель;
  • спутниковый ресивер;
  • персональный компьютер или ноутбук.

Источник сигнала – спутниковый ресивер, DVD-проигрыватель

Проигрыватель передает на ресивер изображение и многоканальный звук. Чтобы иметь возможность записывать видео, нужно приобретать рекордер. Наличие караоке и игровой приставки позволяет расширить функционал домашней комнаты развлечений.

Отображающее устройство

На экран выводится изображение с воспроизводящей аппаратуры. В качестве отображающего устройства могут выступать:

  • проектор с полотняным экраном;
  • телевизор.

В силу большей распространенности, последний вариант является наиболее встречаемым. Также диагонали экранов современных моделей телевизоров достигли размеров, сопоставимых с габаритами полотна у проектора.

Оборудование домашнего кинотеатра подключают к телеэкранам разных типов:

  • жидкокристаллическим;
  • электронно-лучевым;
  • плазменным.

Экран – плазменный телевизор

У телевизоров для соединения с другой аппаратурой имеются различные типы вводов. У моделей разных поколений их перечень отличается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]